8 октября 2024. День памяти преподобного Сергия Радонежского.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас, братья и сестры, поздравляем с сегодняшним великим торжеством, с днем памяти преподобного Сергия Радонежского!
Почему этот святой так почитается Церковью? Почему до сих пор к нему идет множество народа? Потому что он раздавал и продолжает раздавать всем свою любовь.
Еще при жизни, будучи игуменом монастыря, он наставлял братию не как власть имеющий, но наставлял преимущественно своей любовью, своей добродетельной жизнью, был всем слуга.
Из его жития известно, что однажды, когда в монастыре закончилась всякая еда, братия голодали четыре дня. Одним из правил Троицкой обители было не выходить из монастыря в мир за милостыней. Если Богу будет угодно, люди сами принесут все необходимое в монастырь. Иные иноки стали роптать на игумена, собирались уходить, иные молчали.
Тогда игумен, преподобный Сергий, пошел к живущему на территории монастыря пожилому монаху Даниилу. Преподобный предложил построить Даниилу сени у входа в его келию, так как тот давно об этом мечтал. Даниил отказывался, говоря, что ему нечем платить. Преподобный попросил за работу немного гнилого хлеба и Даниил с радостью согласился.
С раннего утра игумен Сергий сам строил ему сени и к вечеру они были готовы. Братия монастыря видели, как изо рта преподобного, когда он вкушал заработанную им пищу, шла пыль от плесени, находившейся на хлебе, и не смогли есть вместе с ним.
После этого искушения в монастырь постучались некие люди. О себе они сказали, что приехали издалека и торопятся. Они оставили многие съестные припасы и спешно удалились. Братия недоумевали,как у приехавших издалека благодетелей может быть теплый хлеб, поражались его неземному вкусу. Господь образно явил братии плод земных искушений - утешение, которое превосходит всякую земную радость.
Из житий преподобных отцов игуменов монастырей мы знаем, как во время голода они раздавали все монастырские запасы голодающим, в результате сами оставались перед угрозой голодной смерти. Эконом монастыря в один день спрашивал игумена, что есть братии, все запасы закончились. Но Господь не оставлял уповающих на него и подавал все необходимое.
Раздавать мы можем только то, что у нас есть. Откуда у преподобного Сергия столько любви, столько благодати, которую дал ему Господь, что столетия все приходящие к нему черпают её, как из неистощимого источника? За что он обрел такое духовное богатство? За строгий пост, за многие молитвы и монашеские подвиги? Он не стяжал бы этим ничего, если бы не делалось то со смирением. Оптинские старцы говорили об этом так: "фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто".
Итак, смирение - это вместилище, приемлющее дар от Бога. На то и направлены усилия христиан, для того и ходим мы в храм, принуждаем себя к внимательной молитве, к изучению Священного Писания, постимся, чтобы Господь преобразил нашу душу. Это и есть богатство истинное, неистощимое. Сколько было богатейших людей во все времена и что осталось от их имений? Могут ли их сокровища, спустя века, принести им пользу?
Смирению научиться можно не только в монастыре. Преподобный Анатолий Оптинский так говорил о том, как прийти к смирению: "сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть". Этот же старец приводит такой пример, касающийся семейной жизни: "Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали".
В день памяти преподобного отца нашего Сергия, испросив его молитв о нас, услышим и его назидание, обращенное к нам: "Не скорбите, братие, но уразумевайте о всем волю Божию, всех молю: внимайте себе, имейте страх Божий и чистоту душевную, и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие, и смирение, и пост и молитву. Пищу и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие".