8 августа 2022. Понедельник седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 1-11.
"В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим вопрос, который ученики задали Господу: "кто больше в Царстве Небесном?". По мысли толкователей, в этом вопросе проявилась человеческая слабость апостолов. Они желали первенства, особой чести. Спаситель и дал им наставления о том какими нужно быть, чтобы быть бо 'льшими в Небесном Царстве.
В ответ "Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном".
"Как же это, - стать как дети?", недоумевают некоторые, - "поменять автомобиль на игрушечную машинку, а рабочий стол на песочницу?" Нет. У детей мы должны увидеть те качества, которых лишились и, с помощью Божией, насаждать их в своей душе. Малые дети не способны на лукавство, подлость, цинизм, предательство, презрительное отношение к слабым, на лесть перед сильными мира сего, на злорадство и мстительность. Сердце их не заражено страстями - сребролюбием, блудом, самомнением. Не знакомы им и последствия грехов - уныние, духовная пустота, муки совести. Они приветливы, ласковы, с удовольствием подарят любимую игрушку. Их искренняя вера в Бога может порой вызывать улыбку, но скорее наши неверие и забвение Бога должны вызывать горькие слезы.
А на первое место Господь ставит такое свойство детской души как смирение. Кого обычно ставят в пример? Людей выдающихся, известных, добившихся больших успехов. А Господь, указывая на младенца, дает понять, что успех и слава ничего человеку не дадут, если душа в грехах, если мы потеряли чистоту и доброту, лишились Бога.
Вот почему такой неожиданный пример для подражания показывает нам Спаситель. Все любят маленьких детей. Пообщаешься с ними и на душе светло. Также и люди святые. Они не враждуют, уступают, всегда искренни и поддержат. С ними всегда светло.
Один священник вспоминал о том, как архимандрит Павел (Груздев) общался с прихожанами: "Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?» В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» — и опять продолжил работу..."
В сегодняшних евангельских словах Спаситель указал апостолам, что суетного они искали, желая быть самыми славными и главными, когда задавали Ему свой вопрос. Указал и нам всем путь к счастью.
Далее мы читаем:
"а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную".
В Евангелии мы часто встречаемся с притчами, с образной речью Христа. Как отличить какие слова следует понимать образно, а какие буквально, мы можем понять, читая жизнеописания святых отцов Церкви, знакомясь с их наставлениями. Они никогда не отрезали себе руки, не выкалывали глаза, хотя немало бывали искушаемы от дьявола. Напротив, по церковным правилам, подлежат наказанию люди, добровольно нанесшие себе определенные увечья.
Почему соблазняет именно правый глаз, ведь человек смотрит обоими глазами? Как правая рука это образ деятельности человека, так правый глаз - образ того, к чему человек стремится. В данном случае речь о стремлении к блудной нечистоте. Ее необходимо вырвать. "вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну". Лучше сейчас, пока мы живы, расстаться с греховной страстью, чем, реализовав нечистые стремления, погубить душу. Слова "вырви и брось от себя" указывают с какой решительностью нам следует удаляться от соблазнов.
По мысли толкователей, речь здесь идет также и о близких нам людях, которые для нас как правая рука, правый глаз. Однако, если знакомство с ними приводит нас к соблазнам, с ними необходимо решительно расстаться.
Святитель Иоанн Златоуст в таких словах поясняет, что речь здесь образная: "Христос говорил не о членах — нет, — Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце".
Образ состоит и в том, что любой человек, чтобы спасти свою жизнь, готов будет потерять один глаз или одну руку. Тем более, чтобы спастись от вечной погибели, необходимо решительно отсекать соблазны.