7 июня 2024. Пятница седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 10, 17-28.
"Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, в которых Он уподобляет Себя доброму, заботливому Пастырю - пастуху, а уверовавших в Него овцам Его стада.
Эта притча была сказана после того, как Христос обличил в духовной слепоте религиозных учителей израильского народа - фарисеев. Обличил потому, что несмотря на то, что Он исцелил слепого, сотворил явное чудо, фарисеи не только не уверовали в Него, но еще больше стали желать Его погубить. Людей же стали убеждать, что никакого чуда не произошло. Вместо того, чтобы быть пастырями богоизбранного народа, они стали вести овец Христовых в погибель.
Господь называет фарисеев не пастырями, а наемниками, которые заботятся лишь о себе. В случае опасности они бросают овец Божиих: "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня".
О Себе Господь свидетельствует, что Он Пастырь добрый. Для того Он и пришел в мир. Ради спасения овец (тех, кто пожелал быть Его учениками) от волков, от вечной смерти, Он Сам принимает смерть и дарует нам воскресение.
Итак, овцы Христовы - те, кто в Него верует и эта вера проявляется в их делах. Кающийся грешник - тоже из овец Христовых. Овечка, отставшая от Христова стада. О таких мы читаем притчу о заблудшей овце (Мф 18, 12-14), в которой говорится, что о кающемся грешнике Господь заботится более всего, ибо "нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" и "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках" (Лк 15, 7). Господь особенно заботится обо всяком, для кого грех это крест, страдание. Такой не должен отчаиваться, но стараться исправиться и ждать избавления от Господа.
Еще одно место в Евангелии, в котором используется образ Христа - Пастыря, повествует о Страшном Суде. "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". (Мф 25, 31-40).
Тут говорится о жизни тех, кто принадлежит к Христову стаду. Их вера проявляется в делах любви. Являемся ли мы, пусть и отстающими, но овцами из стада Христова? Живем ли мы любовью к ближним или не только любви не имеем, но и порой что-то безобидное потерпеть в ближнем не можем? Делаем ли мы для них что-то доброе и полезное? Если наше сердце живет самолюбием, то мы обманываемся, считая себя добрыми людьми. Если с покаянием не приступим к Господу и не встанем на путь исправления, не будем приступать к спасительным средствам, которые Он оставил, к исповеди, то душа станет неисцельной. Поздно будет каяться в день Страшного Суда. Козел (тоже образ) не сможет стать овцой. Душа, всю жизнь делавшая неправильный выбор, не слушавшая совесть, не сможет уже обратиться к добру.