6 июня 2021. Неделя о слепом. Евангельское чтение: Ин 9, 1-38.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим об исцелении Христом человека, который был слепым от рождения. Когда Спаситель проходил мимо слепого, ученики спросили Его, кто согрешил, незрячий или его родители, что тот родился слепым? Господь же сказал: "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии". После этих слов Спаситель плюнул на землю, сделал брение и помазал слепому очи. Затем отправил его к купели Силоам, чтобы тот умылся. Тот поверил, пошел и умылся, и вернулся зрячим.
Каково значение этого чуда, совершенного Христом? Почему этому чуду посвящен сегодняшний воскресный день?
Силоам на древнееврейском языке означает "посланный", что и указывает особо евангелист Иоанн. А Святитель Иоанн Златоуст называет Самого Иисуса Христа "духовный Силоам". Он был послан, чтобы человечество духовно прозрело. В этом главное значение совершенного чуда, во образ которого становится зрячим слепорожденный. Язычники должны были прийти к познанию истинного Бога, а иудеи увидеть главный смысл Ветхого Завета, понять его дух и смысл, принять Новый Завет. Слепой получил врачевство от Христа и отправлен к водному источнику. Вода это образ действия благодати Святого Духа, который живит всякую душу. Сейчас мы продолжаем праздновать Пасху Христову и готовимся скоро встретить Пятидесятницу - День Святого Духа. Потому это евангельское событие вспоминается в эти дни.
Каждый из нас также должен духовно прозреть. Как? Слепой не противился непонятным, возможно даже странным действиям Спасителя. Принял от Него помазание слюной, смешанной с землей, потом послушно отправился к купели и там прозрел. Мы тоже, если желаем спасения души, не должны пренебрегать порой кажущимися не особо нужными для нас установлениями церковными - утренними и вечерними молитвами, постом, пока не понятными для нас богослужениями, необходимостью регулярно исповедоваться и вкушать Тело и Кровь Господа в таинстве евхаристии. Если и кажется, что не многое меняется, должны с верой принять это, стремиться постепенно узнавать содержание непонятного, читая толкования, но не отвращаться от того, смысл чего нам не ясен, проявить веру.
Мы рождаемся духовно слепыми, наследуя от родителей поврежденную грехом человеческую природу. Мы духовно слепы. Святитель Игнатий Брянчанинов так говорил о духовной слепоте:
"В духовном отношении все грешники должны быть признаны слепыми: они точно – слепы. Их называет слепыми Священное Писание; самое дело доказывает слепоту их. Зрение грешников столь извращено и повреждено грехом, что оно со всей справедливостью должно быть признано и названо слепотой. Слепота эта – слепота духа. Слепота эта тем опаснее, что она наиболее признает и проповедует себя удовлетворительнейшим, превосходнейшим зрением. Не видит слепотствующий грешник ни Бога, ни вечности, ни себя, ни назначения, для которого создан человек, ни смерти, ожидающей его и всех человеков, неминуемой ни для него, ни для кого из человеков. Несчастный! Он действует из слепоты своей, действует для погубления себя, действует для одного суетного и временного, гоняется за одними призраками. И приходит забытая им смерть, срывает его с поприща деятельности его, представляет на суд Божий, о котором он никогда не думал, к которому он вовсе не приготовился. Началом возвращения к зрению для слепотствующего грешника служат сознание и исповедание слепоты, оставление деятельности, совершаемой под водительством этой слепоты".
Заповеди Божии, забота об их исполнении, должны привести душу к пониманию нашего падшего состояния. Через них мы должны почувствовать необходимость в Спасителе, в Боге.
Примем с верой Слово Божие, церковные установления и устремимся к исцеляющей благодати Божией. Каким прекрасным открывается мир прозревшему человеку, который не мог видеть со дня рождения! Еще более прекрасный духовный мир должны открыть мы, прозрев духовно, оставив всю нечистоту, обиды, восприняв жизнь по Евангелию.