Толкование на Евангелие

5 февраля 2024. Понедельник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 46-52.

"Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге". 

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, что когда Христос выходил "из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни". 

Обращаясь к Спасителю, Вартимей взывал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». «Сын Давидов» - одно из древних пророческих именований Мессии – ожидаемого Царя из рода Давида. Таким образом, уже самим обращением слепой показал, что познал во Христе Спасителя, пришествия которого чаяло человечество со дня грехопадения. Вера слепого, которая и спасла его, как сказал о том Иисус, была подобна горячей вере апостола Петра. Тот тоже, незадолго до этого, в Кесарии Филипповой, сказал Иисусу: «Ты Христос» (Мк. 8, 29), то есть Мессия.

От слепого, когда он пытался привлечь внимание Господа, требовали, чтобы он замолчал. Однако, Спаситель позвал его. Тот «сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу». Христос спросил: «чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге». Христос пошел в Иерусалим, в тот город, в котором вскоре Он примет добровольные Страдания за человеческий род.

Святые отцы видят в слепом образ обращения грешника ко Христу, образ спасения души. Город Иерихон прообразует земной мир, жизнь по земным страстям. Слепой – человек, не живущий по Евангелию, слепой духовно, который услышал проповедь и обратился к Богу за спасением. 
Первое, что следует сделать такому человеку - покаяться. Необходимо в церковной и в домашней молитве взывать к Господу, исповедаться. Необходимо не просто перечитывать время от времени молитвы, но живо обращаться к Богу, как некогда, не умолкая, кричал несчастный Вартимей, который узнал, что рядом проходит Тот, кто чудесным образом может его исцелить. 

Люди, требующие от слепого замолчать, это и склоняющие нас ко греху страсти, это и мысли, говорящие о том, что христианское учение – ложь. Бесы желают ввергнуть стремящихся жить по заповедям христиан в отчаяние, внушают мысли: «ничего не меняется в духовной жизни, я только хуже становлюсь, все бессмысленно, зачем молиться?». На эти помыслы нельзя обращать внимание. Опытные в духовной жизни люди замечают: «чем сильнее сопротивление, тем очевиднее и то, что помощь совсем близко. Никогда дьявол не нападает на нас так яростно, как когда мы уже совсем близки к завершению борьбы, и мы могли бы спастись, но часто этого не случается, потому что мы отступаем в последнее мгновение». Митрополит Антоний Сурожский замечал: «Никогда не надо слушать этих голосов; чем громче они кричат, тем сильнее должна быть наша решимость; мы должны быть готовы взывать так долго, как это потребуется и так же громко, как Вартимей».

Верхняя одежда, которую сбросил слепой это тоже глубокий образ. По мысли толкователей, верхнюю одежду слепого составлял довольно широкий плащ, который мешал бежать ко Христу. Это было единственное имущество несчастного. Им он укрывался от непогоды. В ветхозаветном законе запрещалось отнимать у неимущего плащ за долги. В отличие от юноши богача, которого Спаситель призвал последовать за Ним, но тот не смог расстаться со своим имением, слепой, не раздумывая, бросает все и устремляется к Господу. Этим действием он как бы присоединяется к словам апостолов: «Вот мы оставили все, и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28). Ничто в мире не дороже для него, чем спасение души, чем Бог. Слепой, не раздумывая, избавляется от всего, что мешает ему устремиться  к Господу. Также одежда – это библейский образ состояния души. Апостол Павел использует этот образ, говоря о необходимости облечься (одеться) в одежду святости, совлекшись (сняв) одежду греховную: «итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Брошенная слепым одежда это образ раскаяния и отвержения от всего, что мешало ему быть учеником Спасителя, отвержения даже от необходимого.

Иерусалим, куда далее пошел Христос, тоже воспринимается толкователями как образ. Христос исцеляет духовную слепоту взывающего к Нему и ведет его крестным путем в Небесный Иерусалим, то есть в Царство Небесное.

Читать далее

4 февраля 2024. Неделя 35-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 4, 12-17.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

15 февраля 2024. Сретение Господне. Евангельское чтение: Лк 2, 22-40.

15.02.2024

14 февраля 2024. Среда седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

14.02.2024

13 февраля 2024. Вторник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

13.02.2024

12 февраля 2024. Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Евангельское чтение: Мф 5, 14-19.

12.02.2024

11 февраля 2024. Неделя 36-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 15, 21-28.

11.02.2024

10 февраля 2024. Суббота седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение Мф 11, 27-30.

10.02.2024

9 февраля 2024. Пятница седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 1-12.

09.02.2024

8 февраля 2024. Четверг седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 27-33.

08.02.2024

7 февраля 2024. Среда седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

07.02.2024

6 февраля 2024. Вторник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

06.02.2024

5 февраля 2024. Понедельник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 46-52.

05.02.2024

4 февраля 2024. Неделя 35-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 4, 12-17.

04.02.2024

3 февраля 2024. Суббота седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 16, 10-15.

03.02.2024

2 февраля 2024. Память преподобного Евфимия Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

02.02.2024

1 февраля 2024. Четверг седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 17-27:

01.02.2024

31 января 2024. Среда седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 11-16.

31.01.2024

30 января 2024. День памяти преподобного Антония Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

30.01.2024

29 января 2024. Понедельник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 42 - 10, 1.

29.01.2024

28 января 2024. Неделя 34-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 18-27.

28.01.2024

27 января 2024. Суббота недели 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 14, 1-11.

27.01.2024

Монашество

Контакты