4 июля 2024. Четверг седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 8, 23-27.
"И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?"
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Христос с учениками плыл в лодке по озеру. Произошёл сильный шторм и лодка стала тонуть, а Господь спал. Ученики в страхе разбудили Спасителя, сказав: "Господи! спаси нас, погибаем". Господь сказал им: "что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?"
Комментируя эти слова, святые отцы обращают наше внимание на то, что в жизни каждого из нас случаются бедствия при которых нам кажется, что в сложившейся ситуации нет спасенья. Необходимо верить, что Господь рядом и все предавать в Его волю. Стараться, чтобы через случившееся укрепилась наша вера и мы исправились в грехах.
Другое толкование говорит о том, что часто мы видим, что зло, казалось бы, торжествует. Даже в церковной жизни мы нередко встречаем нестроения, например недостойных священнослужителей. Видит ли это Христос, почему Он не вмешается? Преподобный Феодор Студит говорил об этом так: "Христос еще спит, одним отверзая дверь покаяния, испытывая любовь других".
В первую очередь Христос "спит" для нас. Ведь разве готовы мы к тому, чтобы ответить перед Богом за свои грехи? Христос "спит", чтобы дать нам возможность добровольно покаяться и изменить свою жизнь. Именно свободного желания человека обратиться от зла к добру, от нечистоты к святости ждёт Бог. Законы духовного мира этим и отличаются от физических законов. Наказание за грех, беда происходит как правило не сразу.
Часто мы злоупотребляем долготерпением Божиим. Господь не наказывает нас за грехи, а мы от этого становимся только хуже. Не вечно будет ожидать нашего исправления Христос, скоро настанет Суд.