4 февраля 2024. Неделя 35-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 4, 12-17.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Господь Иисус Христос "начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
Почему проповедь Спасителя началась с этих слов? Почему именно эти евангельские слова следует обратить внимание всякому, кто пришел в храм и задаётся вопросом: "что мне сделать, чтобы Бог помог"?
Обратим внимание на то, что в обычном земном царстве есть царь и есть его верноподданные. А в Царстве Небесном не так. Там все цари. А Господь зовется Царь царей. К этому Царству мы все призваны, ни в чем другом человек никогда не найдет счастья.
В нынешние дни, в дни Великих праздников - Рождества Христова, Крещения, мы видим, каков наш Царь царей Христос. Он Всемогущий Бог, Творец неба и земли, пожелал из любви к предавшим Его людям стать беспомощным Младенцем. В пещере Он возлег в яслях для скота, Его окружают вол, сено. Простая иудейская Девушка повивает Его пеленами. Рядом находится старец Иосиф. Разве можно это сопоставить с Его Божественной славой: Небесный Престол, Единосущный Богу Отцу, Владыка ангелов. Херувимы и серафимы закрывают свои лики и не дерзают на Него взирать. Соотнести это с тем, что людям невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Он мог бы явить человечеству лишь маленький отблеск Своей славы, явиться среди множества славословящих ангелов. Но приходит в крайнем умалении Себя. Облекший небо и землю красотою, давший дыхание всей твари, теперь нуждается в заботе о Нем Девы Марии. Его необходимо повить пеленами и согреть. Питающий всю тварь нуждается в материнском молоке. Что может быть более немощным?
Царь Ирод решает Его убить и Он, Владыка ангельских воинств, ночью вынужден бежать в Египет. Самое удивительное в земной жизни, в Великих событиях Распятия Христа - не чудеса, это то как раз понятно - Бог творит чудо. А удивительно совершенное отсутствие чудес, являющих Божию силу, совершенное самоумаление Божества. Раскинув на Кресте руки, Он призывает каждого увидеть в Себе Бога, зовет войти в Его Царство.
Сила Божия в любви, Царство Его - Царство Любви. И о Себе Он свидетельствует устами апостола Иоанна: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" ( 1 Ин 4, 16).
У нас же нет любви ни к Богу, ни к ближним. Мы не живем в Царстве Божием. Не стремимся туда, напротив, стараемся получше закрепиться в этом мире, который во зле лежит. Всякое наше соприкосновение с христианством, происходит оно ежедневно или раз в год, будет лишь теоретическим, не глубоким, пока мы не встанем на путь покаяния. Пока не осознаем погибельность нашего пути, свое недостоинство, не восплачем о нем пред Богом, более всего желая изменить себя. Священное Писание говорит о таких людях: "блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф 5, 4). Сам Господь введет такого человека в Небесное Царство.
Некоторые задумаются. Разве в каком-либо царстве может быть несколько царей? История знала примеры, когда одновременно несколько правителей управляли государством. Обычно их правление было не прочным. Как же тогда в Царстве Небесном уживутся люди, ведь там все будут царями? Господь сказал: "Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится". В земных царствах цари господствуют и повелевают, а в Царстве Небесном цари служат и смиряются, живут любовью. Тот там больший, кто больше послужил, а в земных царствах наоборот - кто больше властвует. А раз так, то цари там не пытаются захватить себе побольше власти, но наоборот, отдают всего себя ближним.
Многим заповедь Христова возлюбить ближнего как себя, служить окружающим нас людям, неприятна. Как тогда жить? Как невыносимо всех терпеть, всем помогать, а о себе забывать. Хочется пожить для себя...
Пример, который приводил митрополит Антоний Сурожский, показывает нам самопожертвование людей, преображенных Христом. "Шла война. В дом, где спряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали её в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: "У меня нет детей, пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем". Её растреляли. Но мать и дети были спасены. Выжившая мать завещала своим детям: "Мы должны жить так, чтобы мир не был лишён ничего через смерть Натальи..."
С такими людьми, исполняющими заповедь Христа на деле, каждый бы хотел быть рядом, жить в их обществе. Всякий хотел бы, чтобы ему служили. Но мало кто согласен служить сам, терпеть ближних с их немощами. Это одно из проявлений нашего эгоизма, который несовместим с Царством Божиим. Который очистить в нас может только Бог. Его благодатная помощь подается в ответ на наши усилия. Как говорил преподобный Паисий Святогорец, если взрослый человек увидит, что ребенок изо всех сил пытается сдвинуть что-то непосильное, то обязательно поможет ему. Тем более не оставит Бог того, кто кается и, с Его помощью, с помощью таинств церковных, старается изменить свою жизнь. Покаяние - первый шаг к тому. К нему мы призываемся сегодня. Слова, прочитанные сегодня на литургии, в начале наступившего года, должны показать нам, по какому пути нам идти, к чему стремиться весь год. "Покаяние есть лестница, возводящая нас туда, откуда мы ниспали", говорил преподобный Ефрем Сирин.
Другое евангельское чтение: Лк 18, 35-43:
"Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу".
У других евангелистов мы также находим повествование о данном событии. В частности, евангелист Марк сообщает, что слепого звали Вартимей. Обращаясь к Спасителю, Вартимей взывал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». «Сын Давидов» - одно из древних пророческих именований Мессии – ожидаемого Царя из рода Давида. Таким образом, уже самим обращением слепой показал, что познал во Христе Спасителя, пришествия которого чаяло человечество со дня грехопадения. Вера слепого, которая и спасла его, как сказал о том Иисус, была подобна горячей вере апостола Петра. Тот тоже, незадолго до этого, в Кесарии Филипповой, сказал Иисусу: «Ты Христос» (Мк. 8, 29), то есть Мессия.
От слепого, когда он пытался привлечь внимание Господа, требовали, чтобы он замолчал. Однако, Спаситель позвал его. Тот «сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу» (Мк 10, 46), читаем мы в Евангелии от Марка. Христос спросил: «чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге». Христос пошел в Иерусалим, в тот город, в котором вскоре Он примет добровольные Страдания за человеческий род.
Святые отцы видят в слепом образ обращения грешника ко Христу, образ спасения души. Город Иерихон прообразует земной мир, жизнь по земным страстям. Слепой – человек, не живущий по Евангелию, слепой духовно, который услышал проповедь и обратился к Богу за спасением.
Первое, что следует сделать такому человеку - покаяться. Необходимо в церковной и в домашней молитве взывать к Господу, исповедаться. Необходимо не просто перечитывать время от времени молитвы, но живо обращаться к Богу, как некогда, не умолкая, кричал несчастный Вартимей, который узнал, что рядом проходит Тот, кто чудесным образом может его исцелить.
Люди, требующие от слепого замолчать, это и склоняющие нас ко греху страсти, это и мысли, говорящие о том, что христианское учение – ложь. Бесы желают ввергнуть стремящихся жить по заповедям христиан в отчаяние, внушают мысли: «ничего не меняется в духовной жизни, я только хуже становлюсь, все бессмысленно, зачем молиться?». На эти помыслы нельзя обращать внимание. Опытные в духовной жизни люди замечают: «чем сильнее сопротивление, тем очевиднее и то, что помощь совсем близко. Никогда дьявол не нападает на нас так яростно, как когда мы уже совсем близки к завершению борьбы, и мы могли бы спастись, но часто этого не случается, потому что мы отступаем в последнее мгновение». Митрополит Антоний Сурожский замечал: «Никогда не надо слушать этих голосов; чем громче они кричат, тем сильнее должна быть наша решимость; мы должны быть готовы взывать так долго, как это потребуется и так же громко, как Вартимей».
Верхняя одежда, которую сбросил слепой это тоже глубокий образ. По мысли толкователей, верхнюю одежду слепого составлял довольно широкий плащ, который мешал бежать ко Христу. Это было единственное имущество несчастного. Им он укрывался от непогоды. В ветхозаветном законе запрещалось отнимать у неимущего плащ за долги. В отличие от юноши богача, которого Спаситель призвал последовать за Ним, но тот не смог расстаться со своим имением, слепой, не раздумывая, бросает все и устремляется к Господу. Этим действием он как бы присоединяется к словам апостолов: «Вот мы оставили все, и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28). Ничто в мире не дороже для него, чем спасение души, чем Бог. Слепой, не раздумывая, избавляется от всего, что мешает ему устремиться к Господу. Также одежда – это библейский образ состояния души. Апостол Павел использует этот образ, говоря о необходимости облечься (одеться) в одежду святости, совлекшись (сняв) одежду греховную: «итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Брошенная слепым одежда это образ раскаяния и отвержения от всего, что мешало ему быть учеником Спасителя, отвержения даже от необходимого.
Иерусалим, куда далее пошел Христос, тоже воспринимается толкователями как образ. Христос исцеляет духовную слепоту взывающего к Нему и ведет его крестным путем в Небесный Иерусалим, то есть в Царство Небесное.