31 июля 2024. Среда седмицы 6-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 13, 31-36.
"Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле".
В сегодняшнем Евангелии мы слышим такую притчу Спасителя: "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его".
Горчичное зерно - символ, хорошо понятный тем, кто сажал это растение. Само зерно крайне мало, меньше миллиметра, но вырастает горчица крупным растением, превышающим порой 3.5 метра в высоту. Этот образ Господь не раз использовал, говоря о чем-то малом, содержащем в себе большую силу.
Например, когда сказал апостолам, что если они будут иметь веру с зерно горчичное и скажут горе: "подвинься и бросься в море", то та так и сделает.
В читаемых же сегодня словах, по святоотеческому толкованию, Господь уподобил зерну горчичному Небесное Царство по таким причинам.
Христос обрел немногих учеников, но они и их последователи обратили к истинной вере людей со всех концов земли. Что могли сделать двенадцать апостолов? Однако искра их проповеди разожгла многие души, преобразила мир, в котором появились многие святые, явленные и неявленные.
Горчичное зерно - образ и самоуничижения Господа. Вочеловечившийся Бог пришел в мир Младенцем, большинство иудеев Его не приняли, Господь вкусил рабскую казнь на Кресте, но тем самым даровал нам спасение, разрушил ад, избавил людей от рабства дьяволу.
Горчичное зерно является ещё и символом остроты (проповеди Христа).
Святые отцы также видели здесь образ духовной жизни. Намерение начать читать Евангелие, молитвы, сходить на исповедь, исправляться в грехах, порой кажется небольшим, не самым главным событием в жизни. Но впоследствии именно оно может преобразить и освятить все наше земное и вечное бытие.
Далее мы читаем: "Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все". Святитель Лука Войно-Ясенецкий приводит такое толкование этих слов:
"Подобно тому, как в тесте, в которое положена закваска, начинается брожение: оно всё пронизывается пузырьками газа, поднимается, вскисает и становится годным для печения хлеба. Слова Священного Писания часто бывают подобны закваске в тесте, и начинается тихое, незаметное брожение в сердце человеческом. Появляются новые благодатные мысли, новые стремления, новое понимание жизни под влиянием благодати Божией, подаваемой через Причащение.
И возрастает человек в духовной жизни подобно тесту, в которое положена закваска, и становится способным и готовым к переходу в жизнь вечную, которой да сподобит всех нас Господь и Бог наш Иисус Христос, таинственно готовящий нас к этому безмерному счастью Своей Божественной благодатью!"
Также, по толкованию святых отцов, закваска - образ чего-то малого, способного передать силу многому. Небольшое количество закваски способно сквасить множество муки. Апостолов было всего двенадцать, но они, пойдя в языческий мир, обратили его. Святитель Иоанн Златоуст обращал наше внимание на то, что в наше время возможностей для проповеди гораздо больше. Но, по причине нашей слабой духовной жизни, часто не мы, христиане, заквашиваем мир, но напротив, влияние мира пагубно для нашей духовной жизни. А каждый христианин призван проповедовать Христа своей добродетельной жизнью, нести свет в мир.