Толкование на Евангелие

31 августа 2019. Суббота седмицы 11-й по Пятидесятнице. Чтение из Апостола: Еф 6, 10-17:

"Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие".

Многие знают, что в старину воин, идя на брань, облекался в доспехи. Они защищали его с головы до ног. Без доспехов и оружия идти на битву безрассудно. Даже юноша, если он хорошо вооружен, сможет одолеть безоружного богатыря.
Каждый христианин в крещении нарекается "воином Христа". Апостол Павел говорит всем христианам против кого наша брань, с кем у нас битва: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных". У христианина не должно быть врагов среди людей, хотя порой именно среди окружающих нам видятся наши главные неприятели. Но, борясь с ними, мы сами проникаемся "духом злобы". Брань наша должна быть с бесами, которые ежечасно искушают нас, склоняют ко греху, желая погубить наши души. Они гораздо сильнее нас. Серафим Саровский образно говорил Мотовилову, что малейший из бесов легко может перевернуть когтем всю землю. Поэтому апостол Павел выступает в роли нашего оруженосца и призывает нас хорошо подготовиться к битве, не просто взять какое-то вооружение, но облечься "во всеоружие Божие", дабы не погибнуть, дабы дьявол не посмеялся над нами. Каждому из нас предстоят дни особых испытаний. Облечься необходимо сейчас, потому что во время битвы одевать доспехи, учиться пользоваться оружием уже поздно. Апостол призывает нас сейчас, сегодня взять духовное оружие "дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять".
"Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною". Чтобы воин одел доспехи, ему необходимо встать. И нам необходимо восстать от греховной и нерадивой жизни и принять оружие от апостола. Во-первых, апостол несет нам пояс, которым призывает нас препоясаться. Воин без пояса к сражению не пригоден. Мужчина, выполняющий тяжелую физическую работу, должен быть препоясан хорошим ремнем. Для духовной брани нам, в первую очередь, следует препоясаться истиной. Иметь правое евангельское учение, святоотеческое толкование Писания. Мы должны, не льстя себе, в истине соотнести свою жизнь с Евангелием. Пусть эта истина и неприятна нам. Распоясанность, расслабление чресл это образ нерадивой, разболтанной жизни. Пояс подтягивает нас, не дает нам впасть в расслабление.
Апостол подает нам следующее оружие. Нам следует облечься "в броню праведности". Без брони любой удар может привести к серьезному ранению. Броня - праведность. Знать истину и быть праведным это разное. Чтобы в битве с дьяволом нам быть защищенными, следует позаботиться о том, чтобы наши дела были праведны. Чтобы в нас не было лукавства.
Апостол преподает нам следующий воинский атрибут, предлагая обуть: "ноги в готовность благовествовать мир". К этому призван всякий христианин. Делать добрые дела, нести людям мир и благую весть о Христе. Многим ли людям мы принесли свет? Много забот и дел у нас было, но многим ли мы благовествовали мир?
"Паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого", призывает нас апостол. "Смотри, не забудь этот щит", как бы так напоминает нам апостол. Наиболее опасны раскаленные стрелы, которые поджигались перед тем, как быть пущены. Однако, выставленный щит может встать на пути стрелы и направить ее в сторону. Стрелы дьявола это и греховные помыслы и скорби, через которые враг хочет ввергнуть нас в уныние. Все его смертоносное оружие может быть отбито верой. В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем:
"Людям волей Всеблагого
Сила дивная дана,
Верой кроткою, святою
Эта сила названа.
Вера в юности мятежной
Нам погибнуть не дает
И ко пристани надежной
Крепко за руку ведет.
Вера в жизни облегчает
Бремя тяжкое забот,
Вера горы преставляет
И героев создает.
Вера в тягостных недугах
Исцеляющий елей,
Вера - добрая подруга
На закате наших дней.
Вера нас не покидает
И в последний смертный час
И с любовью озаряет
Тьму могильную для нас.
Вера в жизни — светоч ясный,
Путеводная звезда,
И блажен, кому не гаснет
Этот светоч никогда".
"И шлем спасения возьмите", призывает нас апостол. Голова должна быть особенно защищена. Спасение подается только от Бога. Этот шлем - Божия помощь. Она подается нам в молитве домашней и церковной, когда мы вкушаем антидор и пьем святую воду, когда приступаем к церковным таинствам.
Но как бы хорошо не был вооружен воин, он не может выйти на битву без меча. Апостол подает нам и его: "меч духовный, который есть Слово Божие". Мы должны изучать Священное Писание, знать цитаты из него наизусть. Знать толкование. Это наше оружие в недоумениях, во время духовной брани. Христианину необходимо уметь пользоваться этим оружием. Меч не принесет никакой пользы тому, кто им не владеет. Такой человек скорее сам им поранится.

Евангельское чтение: Мф 19, 3-12:

"И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит".

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя о браке: "оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает... кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует".
Во время обручения на руки жениху и невесте надеваются кольца. Как кольцо не имеет конца, так не должны иметь конца терпение, самоотречение, любовь супругов. Но каждый человек эгоистичен. Отказываться от своих интересов, жить чужими - просто ли это? Один пожилой священник сказал, что прежде чем в семье появятся настоящая любовь, а не влюбленность, которую многие за нее принимают, то есть начальное, яркое, но непрочное чувство. - Перед тем, как в семье появится настоящая любовь, сказал он, нужно сначала лет двадцать потрудиться, потерпеть друг друга.
В самый торжественный момент венчания на головы новобрачным одевают венцы и поют песнопения, посвященные святым мученикам. Через некоторое время венцы снимают. Такого нет ни в каком другом таинстве. В крещении нам надели крест и мы его носим всю жизнь. А здесь, после того как венцы сняты, нам теперь предстоит самим, трудясь всю жизнь, заслужить эти венцы, чтобы потом их нам дал Сам Бог.
Это те же венцы, которыми Господь венчает мучеников. Ведь от супругов требуется по сути то же, что и в подвиге мученичества. Сменить свой эгоизм на любовь к Богу и ближнему и идти в этом до конца. Только физическая смерть одного из супругов, или духовная смерть - прелюбодеяние и еще несколько серьезнейших обстоятельств, являются основанием для расторжения брака. Слово мученики переводится как свидетели. Свидетели Царства Христа, Его Любви, отлучить нас от которой никто не может. И брак - свидетельство. Свидетельство того, что в этом мире жива, не умерла и не исчезла любовь. Без помощи Божией невозможно преобразить наши отношения друг с другом, сменить эгоизм на истинную любовь, о которой апостол Павел сказал так: "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает". (1 Кор 13, 4-8). Таковы ли наши чувства? Не раздражаемся ли мы? Не ищем своего?
Для того, чтобы отношения в семье пошли вверх, очень важно научиться перестать все время видеть вину в другом человеке, засетить ее и в себе. Понять, что не только я постоянно терплю другого, но как же непросто терпеть меня.
За мир в семье ответственен тот, кто более духовен. Он должен выполнять свои обязанности и терпеть немощи своей второй половины. Преподобный Паисий Святогорец советовал во время ссор, раздражения, поступать так: "если человек кипит гневом, что бы ты ему ни говорил, никакого толку не будет. В такой момент лучше замолчать и творить Иисусову молитву. От молитвы он утихнет, успокоится, и потом можно прийти с ним к взаимопониманию. Посмотри, ведь и рыбаки не выходят рыбачить, если на море волнение. Они терпеливо ждут, пока погода не наладится".
Далее в Евангелии мы читаем, как Господь говорит о другом пути к Царству Небесному. О пути, который доступен немногим, могущим вместить. Это путь уединенной монашеской жизни. Некоторые считают его неестественным, но такие люди думают только о естественном для плоти и забывают о том, что естественно для души человека. Ей естественны чистота и богообщение. Монашество и является самым прямым к тому путем, но идти им способны немногие, только те, кто исполнен Духом Божиим и Им призван к равноангельской жизни.

Читать далее

30 августа 2019. Пятница седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 27-33, 42-51.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

10 сентября 2019. Вторник седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 3, 20-27.

10.09.2019

9 сентября 2019. Вторник седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 3, 6-12.

09.09.2019

8 сентября 2019.. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 19, 16-26.

08.09.2019

7 сентября 2019. Суббота седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 29-34.

07.09.2019

6 сентября 2019. Пятница седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 2, 18-22.

06.09.2019

5 сентября 2019. Четверг седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 29-35.

05.09.2019

4 сентября 2019. Среда седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 23-28.

04.09.2019

3 сентября 2019. Вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 16-22.

03.09.2019

2 сентября 2019. Понедельник седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 9-15.

02.09.2019

1 сентября 2019. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 23-35.

01.09.2019

31 августа 2019. Суббота седмицы 11-й по Пятидесятнице. Чтение из Апостола: Еф 6, 10-17:

31.08.2019

30 августа 2019. Пятница седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 27-33, 42-51.

30.08.2019

29 августа 2019. Четверг седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 13-28.

29.08.2019

28 августа 2019. Успение Пресвятой Богородицы.

28.08.2019

27 августа 2019. Вторник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 23-28.

27.08.2019

26 августа 2019. Понедельник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 13-22.

26.08.2019

25 августа 2019. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 14-23.

24.08.2019

24 августа 2019. Суббота седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 24- 18,4.

24.08.2019

23 августа 2019. Пятница седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мы 22, 23-33.

24.08.2019

22 августа 2019. Четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 43-46.

22.08.2019

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты