30 мая 2021. Неделя о самаряныне. Евангельское чтение: Ин 4, 5-42.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Сегодня мы вспоминаем о том, как Господь Иисус Христос у колодца праотца Иакова встретился с самарянкой.
Самаряне и иудеи имели общие корни. Самаряне также происходили от праотца Авраама, но во время вавилонского плена они смешались с языческими племенами и утратили чистоту веры, переняли многие языческие обычаи, хотя и сохранили веру в того Бога, в которого верили праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Между самарянами и иудеями был спор о том, чья вера правильная. Они презирали друг друга настолько, что если иудей должен был перейти из Иудеи в Галилею, между которыми находилась Самария, иудей предпринимал длительный обходной путь через пустыню вокруг Самарии, чтобы не посещать те края.
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Иисус, происходивший по плоти из иудейского рода, вопреки обычаю, пошел из Иудеи в Галилею через Самарию и сел у колодца праотца Иакова, желая попить. К колодцу подошла самарянка, чтобы почерпнуть воды. Когда Спаситель попросил у нее испить, она удивилась: "как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются". Спасителю, воплотившемуся ради спасения всех людей, была чужда религиозная гордость иудеев. Христос пришел дать всему миру Евангельское учение, Новый Завет. Вступить в него могут все, независимо от национальности, от прошлой жизни. Для этого необходимо лишь покаяние и желание следовать за Спасителем. Христос, отвечая на недоумение самарянки о том, чья вера истинная, сказал ей: "поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе".
В Священном Писании вода часто используется как образ животворящего действия Святого Духа. Особенно понятен этот образ был жителям Палестины и окрестностей - мест засушливых, часто пустынных. Без воды жизнь там была невозможна. Христос использует этот образ, чтобы благовествовать самарянке о главном - о жизни новой, святой, которую Господь пришел дать нам: "если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать".
Самарянка рассуждает плотски, а Христос духовно. Самарянке нужна пища плотская, Христос же говорит о пище для души. Христос, слыша о земном, переводит разговор на духовную тему, а самарянка, слыша слова Спасителя о духовном, переводит разговор на плотские, земные нужды.
Также и все мы, приходя в храм, прося Бога о помощи в устроении земных дел, должны понимать, что главное чего желает дать нам Господь - святость, преображение души. Господь призывает нас, как тогда самарянку, начать с покаяния. В ответ на просьбу подать воды живой, Он сказал ей: "пойди, позови мужа твоего и приди сюда". Эти слова должны были помочь ей осознать, что она живет в грехе. Только осознавший свои грехи почувствует нужду в Спасителе, сможет принять Его. Всем нам, если мы желаем быть учениками Христовыми, следует заботиться о душе, регулярно исповедоваться.
"Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".
Задумаемся, чего мы ждем от Господа - земных благ или спасения души. Желаем ли мы получить от Господа святости, ведь именно это и есть главный дар Божий. Не того, чего мы вскоре лишимся, но чего никто не отнимет от нас, что сделает нас истинно счастливыми.