30 июня 2023. Пятница седмицы 4-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 1-8.
"В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что' значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы читаем о том, как Христос в субботу шел с учениками по полю, усеянному колосьями. Ученики, посвящавшие все свое время слушанию учения Христа, не имели времени позаботиться о пище, потому были голодны. В те времена закон позволял путникам срывать колосья с чужого поля для подкрепления сил. Апостолы стали срывать их и есть зерна.
Это заметили фарисеи - люди, изучавшие Священное Писание, но делавшие акцент на исполнении лишь внешних постановлений Закона, сути заповедей не понимавшие. Они стали упрекать учеников Христовых в том, что те нарушают субботу. Суббота, согласно четвертой заповеди - день покоя. Этот день должен быть посвящен Богу. В этот день нельзя работать. А срывать колосья, по мысли фарисеев, - это тоже работа.
Отвечая фарисеям, Господь произнес слова: "если бы вы знали, что' значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных".
Посвящение субботнего дня Богу - жертва, которую приносит человек. Но не всякая жертва Богу приятна, на это Господь указывает фарисеям, знавшим Священное Писание. В нем говорится, что важнее всего милость, а сердце милующее никого не осудит. Наше спасение зависит не от того, много ли жертв мы принесем Богу, но от того, было ли наше сердце милующим и любящим или, наоборот, самолюбивым и превозносящимся.
Фарисеи и в этот раз показали, что полны надменности, осуждения, что не имеют в сердце любви к ближним. Немногие из нас подражают фарисеям в хорошем - в ревностном исполнении религиозных предписаний. Несмотря на это многие, подобно им, мы часто превозносимся и осуждаем ближних.
Архимандрит Павел (Груздев) указывал на необходимость советоваться с духовником о том, насколько строго следует поститься, каким должно быть молитвенное правило, которое будет помогать духовному росту, а не приведет, напротив, к самомнению и осуждению. Прихожанам, желавшим чрезмерно строго поститься, он говорил: "Придет время, и ты будешь поститься, а то теперь ты будешь поститься, а прочих зазирать и осуждать. Многие плоть свою постом иссушили, а страсти ни одной не победили, ибо без смирения трудно спастись".
Святитель Феофан Затворник советовал тем, у кого возникает в сердце осуждение: "Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтоб Он всех нас помиловал, не того только, кого хотелось осудить, но и нас, и может быть больше нас, чем того, - и замрет злой позыв".