3 сентября 2023. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 33-42.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем чтении из Евангелия мы слышим как Христос, обращаясь к желающим погубить Его иудеям, рассказал им притчу о злых виноградарях:
"Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опятьпослал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Новиноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?"
В этой притче, по толкованию святых отцов, содержатся следующие образы:
Виноградник - иудейский народ, о котором заботится Тот, кто этот сад насадил, - Господь. Ограда - заповеди Ветхого Завета, ограждавшие богоизбранный народ от греховной жизни, от язычества. Башня - ветхозаветный храм, точило - жертвенник на котором закалывались жертвенные животные, прообразовавшие жертву Христову. Заботу о винограднике (о духовном росте богоизбранного народа) Господь поручил духовным учителям иудеев. Виноградник должен был приносить плоды, то есть богоизбранный народ должен был являть дела любви к Богу и ближним, исполнять заповеди.
Сначала духовными наставниками были пророки. Но многие пророки, обличавшие народ, иудеями были отвергнуты, некоторые даже убиты.
Во время пришествия в мир Христа религиозными вождями еврейского народа были фарисеи. Эти люди по букве очень хорошо знали Писание Ветхого Завета, но не понимали его сути и смысла. Они учили скрупулезному внешнему исполнению всех установлений, данных Богом Моисею и пророкам. Кроме этих установлений позднее возникли еще и предания старцев. До мелочей во всем соблюдая внешнюю форму Закона, духа заповедей фарисеи не понимали.
Падшей природе человека понятны внешние установления - делать такие то религиозные действия, ожидая за это награды. Но заботиться о внутреннем - о чистоте помыслов, о делах любви к Богу и к ближним, крайне трудно. Фарисеи, блестяще знавшие ветхозаветные пророчества, должны были бы первыми принять Христа, понять, что Его учение и есть наполнение ветхозаветных обрядов истинным смыслом. Но они ожесточились против Него, искали как бы погубить Самого Воплотившегося Бога Сына, а говоря языком притчи, сына хозяина виноградника.
В притче о злых виноградарях Господь говорит о том, что Он примет от фарисеев смерть. Умрет для искупления людей от власти дьявола. Но после этого дело возделывания виноградника - забота о Церковных таинствах, о народе Божием, будет передана другим. Христос кладет основание новозаветной Церкви и священству. Про Себя Он говорит, что Он Краеугольный камень, основной камень в строительстве, на котором строится дом: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла". Здесь имеется в виду, что Его не приняли религиозные лидеры иудейского народа. Но только у иудеев сохранялась раньше вера в истинного Бога. А Христа они отвергли. Он Сам (отверженный Камень) теперь будет основанием новозаветной Церкви, в которую войдут представители всех народов.
Всем людям свойственно разделяться, каждый отстаивает свои интересы. Как в здании - если в его основании непрочный фундамент, то оно станет разваливаться на части. Но если дом стоит на монолитной плите, то будет крепким. Краеугольный камень лежит под углом в основании. На нем сходятся две стены. Так и Христос. Вера в Него, приобщение к Нему, лежат в основе единства всех христиан. Теперь не важно иудей ли кто или из язычников, мужчина или женщина, юноша или старец. Христос, Глава Церкви, соединяет Собой то, что в этом мире постоянно расходится. Будь то отношения в семье, о которых Господь сказал, что двое будут одной плотью. Единство супругов должно быть основано на Христе, на приобщении Ему в Церковных Таинствах, на следовании за ним. Тогда ничто не сможет расторгнуть это единство.
Но эта притча адресована к каждому из нас не для того, чтобы мы осудили фарисеев, узнав какими плохими были иудейские религиозные лидеры. Она должна привести и нас к раскаянию о нашей неправильной духовной жизни. Очень часто и нам свойственно фарисейское устроение - забота об исполнении внешних религиозных правил без проникновения в их смысл. Мы считаем страшным грехом небольшое нарушение поста в еде, но не замечаем за собой гнева. В постные дни не вкушаем пищу, но и не молимся, пусто и греховно проводим время за компьютером, при просмотре телевизора. "Вычитываем" молитвы, а смысла даже молитвы Господней "Отче наш" не понимаем, не следуем умом за произносимыми словами молитвы, встаем на молитву, затаив в сердце на кого-то злобу. Не имеем сострадания к нуждающимся в нашей помощи. У нас много осуждения других и самооправдания. Исповедуемся, а исправляться не собираемся. Поставим свечку в храме, посетим святыню, вычитаем молитвы, и думаем что тем самым угодили Богу.
Будем остерегаться такого устроения, ведь именно оно довело ветхозаветных учителей нравственности до самого страшного греха - ожесточения сердца и распятия вочеловечившегося Бога. Оно не дает возрасти в душе христианина доброму плоду. В его основе ложь самому себе. Архимандрит Павел (Груздев) говорил: «родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять — самое страшное».
Святой Иоанн Кронштадтский, толкуя притчу о винограднике применительно к каждому человеку, говорил, что виноградник - образ души, которая, будучи возрождена в таинствах Церкви и научена заповедям (ограда), должна приносить добрые плоды христианской жизни. Являть смирение, любовь к ближним. Но вместо этого Господь видит, как виноградник приносит множество ядовитых плодов, дел греховной жизни. Злой виноградарь, то есть сам христианин, призванный возделывать почву своего сердца, вырывая покаянием, как сорняки, все злое, напротив, раз за разом побивает и прогоняет слуг Божиих - голос совести, призывы евангельские. Оправдывает свои немощи, или и вовсе теряет стыд и начинает говорить, что греховная жизнь это нормально.
Далее праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия - своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объядением, пьянством, нечистотой сердца своего, нерадением, нераскаянностью, леностью и прочими пороками".
"Что же сделает хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению, когда Он придет взять с нас отчет в делах наших, во всех нечистотах и злобах наших? Ответ на это тот же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, т. е. величайший дар веры, благодати отдаст другим людям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, т. е. будут с помощыо благодати преуспевать во всякой добродетели постоянно, во всю жизнь свою.
Итак, братья, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. Аминь".