3 октября 2024. Четверг седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 6, 30-45.
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Господь чудесно насытил множество народа, долгое время слушавших Его проповедь, пятью хлебами и двумя рыбами. "Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей".
Толкователи отмечают, что это одно чудес, которое должно было привести иудеев к принятию того, что перед ними Бог. Ведь Он поступил с хлебами подобно Своему творческому действию при сотворении мира. То, что хлеба еще и остались, показывает, что Творец мира все благое дает нам с избытком, по любви к людям.
Но возможно, это самое грустное чудо, совершенном Спасителем. Большинство из иудеев и их религиозных лидеров - книжники, фарисеи, проповедь Христа о покаянии, о жизни по заповедям не приняли. Несколько лет слышали Слово Божие из Его уст, которое согласно со всем лучшим, что есть в человеческой душе, видели как мертвые воскресали, как бесноватые избавлялись от одержимости, но говорили: "он изгоняет бесов силой бесовской". А тут вдруг, после насыщения хлебами, стали искать Господа, желали сделать Его своим земным царем. Вот какое царство им нужно было - земное. Быть сытыми, богатыми, здоровыми, стать народом, который подчинит себе все остальные страны, - вот чего они хотели. Христос им сказал на это: "вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную". Однако, очередной призыв заботиться о душе, а также прекращение чудесных насыщений, полностью изменили отношение иудеев к Спасителю. Вскоре толпа едиными устами кричала: "распни, распни Его!"
Грустное это чудо и потому, что подобное повторяется и в наши дни. Когда мы слышим, что кто-то получил исцеление, благодатную помощь от Господа от какой-либо святыни, то многие люди устремляются туда со своими бедами. Если же, придя в такой храм, мы услышим проповедь о том, что у нас есть грехи, что важно начать в них регулярно каяться, в первую очередь заботиться о душе, предоставив с верой все обстоятельства нашей жизни Богу, если услышим такое, то почти никто не примет этих слов. Подобно древним иудеям мы отойдем и будем продолжать распинать Господа своими грехами. Получается, что по сути обращаемся к Богу мы так: "помоги мне в этом и в этом, дай то и то, а потом отойди в сторонку со своими заповедями и не мешай мне жить как я хочу. А когда надо будет я Тебя позову". Если мы не исправим это, если главным предметом нашей заботы не станет душа, жизнь по Евангелию, то мы обречем себя на то, что слова Спасителя: "се оставляется вам дом ваш пуст" (Мф 23, 38), будут относиться и к нам, как, в свое время, Христос с грустью сказал их иудеям.