3 мая 2024. Страстная седмица. Великая Пятница. Евангельские чтения: последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVI
На Страстной седмице воспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. События, которые тогда произошли, настолько важны, что Церковь готовилась к богослужениям этих дней в течение всего Великого поста. В Великую Пятницу воспоминаются Крестные Страдания и Крестная Смерть Господа, Положение Его Тела во гроб.
Всмотримся в Евангельские повествования, которые читаются за богослужением. В них рассказывается о том, как в ранний час народ следует за Приговоренным к распятию. Накануне Его жестоко бичевали. До наших дней дошла Плащаница – льняной плат, в который, как верит Церковь, было завернуто снятое с Креста бездыханное Тело Распятого Господа. В основе веры Церкви в подлинность плащаницы лежит множество научных данных. В середине прошлого века на ней были найдены 58 видов пыльцы растений, из которых 13 видов растут только в Палестине и в бассейне Мертвого моря. Полотно соткано таким способом, который применялся во времена Христа в Палестине. На ней имеются отпечатки монет с печатью правившего в 14-37 годах нашей эры императора Тиберия. Удивительно, что плащаница известна с древности, и лишь немногим более столетия назад стало известно, что на ней, как на фотопленке, изображен негатив. Понятие о негативном фотографическом изображении появилось лишь в XIX веке.
Следы крови на плащанице также подлинные. Группа крови наиболее распространенная для жителей Палестины. Распят был мужчина 30-40 лет. Исследуя плащаницу, ученые убедились, что с Тем, Кто был в нее завернут, происходили события, которые полностью соответствуют Евангельскому повествованию.
Накануне распятия Его жестоко бичевали – избивали веревками, обвивавшими Тело, на конце которых находились острые железные шарики. Закон запрещал наносить более 39 таких ударов, потому как после 40 ударов мало кто оставался в живых. Распятому же, как можно определить, изучая плащаницу, было нанесено около 98 ударов. Ему на главу был надет терновый венец. При ударах по нему палками шипы глубоко вонзались в голову. Он не смог донести Крест до места распятия потому как был фактически казнен накануне.
Цицерон свидетельствует, что казнь на кресте – самое жестокое, из того, что когда-либо придумывали люди. Эта казнь предназначалась для взбунтовавшихся рабов, чтобы они знали, что есть такое мучение, по сравнению с которым их сегодняшняя, полная лишений и скорбей жизнь, покажется им счастьем.
Чтобы тело распятого страдальца не упало, гвозди вбивались не в ладонь, а в запястье, где находится пучок нервов. Поскольку тело висело на руках, были напряжены мышцы груди и спины, что препятствовало дыханию – легкие человека, висевшего на кресте, не могли расшириться. Необходимо было опереться на ноги, чтобы мышцы груди расслабились, но тогда гвозди в запястьях – старые, неровной формы, проворачивались в пучке нервов, и это причиняло нестерпимую боль. Такова цена каждого вздоха распятого.
Царь мира Христос принимает рабскую смерть, чтобы поработивших себя греху и смерти людей вновь возвести в царское достоинство. Посмотрим на те слова, которые сказал Спаситель на Кресте. Для того, чтобы произнести каждое слово, требовалось вдохнуть немало воздуха и тем самым испытать тяжелейшие мучения. В этих семи словах содержится наше спасение.
1) Воины уже пригвоздили Спасителя к древу и делят Его одежду. Что сделает любой отец, если у него огромная власть и сила, а кто-то посмел издеваться над его сыном? Мучители будут преданы лютой смерти. Эту страшную участь человечества, которую оно заслужило, распяв своего Господа, уже не в силах был остановить никто. Только Сам Сын. И мы слышим Его первые слова, которые дались ему через огромные мучения: «Отче, прости им, ибо они не знают, что творят». Народ смеется: «если Ты Бог, сойди с Креста и уверуем», но явления Славы Божией не произошло.
«Прости им» - это не только иудеям. Это и каждому из нас, ведь Господь, любя каждого человека, пожелал взять на Себя его страдания, последствия его грехов. Поэтому каждый раз, согрешая, мы, по учению святых отцов, пригвождаем Господа ко Кресту. Мы можем узнать себя и в сребролюбии Иуды и в малодушии Пилата и в безумии окружавших Спасителя иудеев, искавших лишь земного благополучия, потому и не узнавших своего Бога. О прощении всех нас умоляет Христос, вися на Кресте.
Архимандрит Павел (Груздев) говорил:
"Ах, сердцу моему какой удар,
в крови и ранах обнаженный,
в венце терновом пригвожденный,
на Кресте висит мой Царь.
Творец, Господь, Спаситель мой,
Тебя ли видят мои очи?
Тебя ли на сей Крест, о Боже,
народ бессмысленный вознес?
Увы, увы...Так Божий Сын-
Он за грехи мои страдает...
За то, чтоб я оправдан был,
святую кровь Он проливает".
Будем особенно помнить о причине страданий Христа в эти дни. Постараемся избегать обид, неправд, нечистоты. Иначе наше поклонение Распятому ничем не будет отличаться от того поклонения, которое воины, издеваясь, приносили Христу, а после тут же Его били.
2) У Креста стоят три Марии и Иоанн Богослов. Христос, обращаясь к Своей Матери, указывает Ей на апостола Иоанна и говорит: "се сын Твой", а Иоанну говорит: "се Матерь твоя". В лице Иоанна Богослова Господь усыновил все человечество Своей Пречистой Матери. Теперь Она с материнской заботой предстательствует о каждом из нас. Но это не только великая радость. Мы должны не забывать и о своем сыновнем долге чтить Богородицу и словами и делами, и стараться не распинать своими грехами Ее Сына.
3) Справа и слева от Господа распяты два разбойника. Поначалу оба они насмехались над Спасителем, но затем один из них осознал, что они распяты по справедливости, а Христос никакого зла не сотворил. Он одумался. Покаяние помогло ему понять то, чего не могли увидеть уверенные в своей праведности, богоизбранности фарисеи. Такие дела, такое учение, осознал бандит, только Бог мог это принести. И он вдруг понял, что рядом с ним Господь! Бесславное положение Спасителя на Кресте нисколько не смущает его. Разбойник понимает, что в раю ему никогда не быть. Но он взывает к Спасителю, говоря: "когда Ты там будешь, помяни меня. Может быть, это облегчит мою участь". Он даже не дерзает просить прощения за все сделанное им зло. А в ответ слышит то, чего никак не ожидал: "сегодня же будешь со Мной в раю".
Первым жителем рая оказался разбойник. Значит рай открыт, Господь открыл его для каждого кающегося грешника и каждый из нас призывается Господом "сегодня же", а не когда-то в будущем быть в раю. Ведь "Царство небесное внутри нас". И открывается оно нам, как и разбойнику, покаянием. Тот же Господь так же как и тогда стоит перед нами на каждой исповеди и ждет нашего раскаяния, отвращения от греха.
4) Наступил полдень и трехчасовое затмение по всей земле. Из-за непогоды народ стал расходиться - все самое интересное они уже посмотрели. Все три часа затмения Иисус молчал, а после произнес, возможно, самые жуткие слова, которые когда-либо были сказаны: "Боже мой, Боже мой, зачем Ты Меня оставил". Но ведь Христос Сам и есть Бог, Вторая Ипостась Троицы. Его богооставленность мы понять не сможем иначе, как в контексте разговора о нашем спасении. Спаситель пожелал перенести все страдания, к которым ведут человеческие грехи. Претерпел Он за нас и муки богооставленности. Это мы ее заслужили, это мы оставляем Бога когда грешим. Богооставленность - самое великое и нестерпимое страдание, не сравнимое с потерей даже самого близкого человека.
5) Уже запекшимися устами Спаситель произносит: "жажду". Перед распятием приговоренным всегда предлагалось испить одурманивающей смеси смирны с желчью, чтобы палачам не приходилось слушать душераздирающих криков страдальцев. Христос отказался от этой смеси. Это как пойти на операцию без наркоза. Он желает перетерпеть всю муку человеческую. "Чего жаждешь, Иисус?", можем спросить мы. Спаситель жаждет испить всю чашу ярости Божией ко греху людей. Той ярости, которую Он остановил своими первыми словами на Кресте.
6) После Христос сказал: "совершилось". Завершился путь спасения людей, совершилось искупление. То, чего ждали люди тысячи лет. Мир омыт кровью Господа. Потоки этой крови омывают грехи каждого, приступающего к Нему. Больше Ему быть на земле не нужно.
7) Последние слова Его: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой". И бездыханно склонилась Его Глава над Телом.
Своей смертью и Воскресением Христос попрал смерть, обновил в Себе Самом человеческую природу. А нам дал все средства приобщаться к Его обновленному человеческому естеству через таинства крещения, причащения, исповеди, в которых через покаяние мы рождаемся в жизнь вечную. Апостол Павел восклицает: "смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа"? Их больше нет.