3 июня 2023. Суббота седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 21, 15-25.
"Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь"
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как воскресший Христос явился к ученикам. Обратившись к Петру, Он трижды спросил его: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих".
Когда иудейские начальники схватили Христа, желая предать Его на смерть, Петр в страхе трижды отвергся от Него, сказав "не знаю этого Человека". Теперь апостол троекратным исповеданием любви к Господу восстанавливается в пастырском служении, опять становится наряду с прочими учениками посланником Христовым.
Здесь же мы видим, что верующие уподобляются Господом агнцам. Этот образ указывает на необходимость пастыря в духовной жизни на пути к Христу.
Далее Петр призывается Господом: "иди за Мной". Это призыв идти тем же путем - проповедовать Евангелие, совершать чудотворения и принять мученическую смерть.
Завершается Евангелие от Иоанна словами: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь". Неправы те, кто считает, что все, что нужно знать, находится в Библии. Толкования же, считают такие, это лишнее. Важно и Предание - опыт изъяснения заповедей, содержащийся в наставлениях, в самой жизни святых отцов. Предание это не только многочисленные толкования, жизнеописания подвижников, душеполезные поучения. Это и тот дух, которым проникается христианин в церковной жизни. Который должен подсказывать ему как поступить в той или иной ситуации. У человека может быть хороший вкус, он может разбираться в музыке, в живописи. Чтение жизнеописаний святых, подвижников благочестия, их наставлений, должно вырабатывать в нас правильное понимание духовной жизни.
Также сегодня Церковь совершает особое поминовение усопших. День этот называется "Троицкая родительская суббота". Важно помнить, что скоро и мы, как и наши усопшие близкие, предстанем перед Богом. Со своими греховными язвами. Как хотели бы мы, чтобы нас поминали в церковных молитвах. Сделаем же дело любви по отношению к другим. Постараемся посетить в этот день храм, подать о них записку, помолиться на панихиде. Кто давно не исповедовался очень важно было бы покаяться в грехах.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Хочешь почтить умершего? Почти его милостынями, благотворениями, литургиями". Именно в этом, а не в украшении могил, в пышных поминальных трапезах, на самом деле нуждаются наши усопшие близкие.
Всякому из нас дни поминовения усопших должны напоминать о том, что жизнь на земле очень краткая. От того, как мы ее проведем, зависит вся наша вечная жизнь. Чем лучше человек живёт, тем меньше он боится смерти. В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем такой стих:
Два Ангела парили
над грешною
землей
и тихую беседу
вели между собой.
Один был благодатный
податель
мирный
сна,
ему людей покоить
обязанность дана.
Другой с унылым взором,
с поникшею главой
был
смерти
Ангел грозный,
разлучник душ с землей.
И первому последний
так вымолвил с тоской:
"О, брат мой! Как завиден
прекрасный жребий твой!
Рука твоя повсюду
спокойствие несет,
и все благословляют желанный
твой приход.
Меня же все трепещут,
зовут своим врагом.
Увы, лишь скорбь да горе
вношу я в каждый дом!
Тяжка невыносимо
обязанность моя,
охотно б поменялся
с тобой уделом я!"
"Напрасно ты тоскуешь, —
сна Ангел возразил. —
Тебе святое дело
Всевышний поручил.
Как я, мой брат любезный,
ты также друг людей,
ты их освобождаешь
от их земных скорбей...
Ко Господу на лоно
приносишь души их
вкусить успокоение
в селениях святых.
Хотя мой дар прекрасен,
сто крат прекрасней твой!
Даешь ты людям вечный,
я — временный покой.
Как часто, прерывая
с зарею сладкий сон,
страдалец сожалеет,
зачем не помер он!
Лишь тот тебя страшится,
врагом своим зовет,
кто Бога забывает,
для плоти лишь живет.
Но грешник не находит
отрады и во сне,
его терзает совесть
в полночной тишине.
К нему я посылаю
видений страшных ряд,
и вскакивает с ложа
он, ужасом объят.
А тот, чье сердце чисто
и чья душа ясна,
с любовию
и миром
идет на ложе сна.
Равно и час последний
его не устрашит.
Он, с жизнью расставаясь,
тебя благословит.»
«Ты прав,
с моею долей
меня ты примирил, —
спокойно Ангел смерти
собрату возразил. —
Летим же, чтоб исполнить
долг,
данный нам Творцом!»
И Духи неба скрылись
в эфире голубом...