3 августа 2024. Суббота седмицы 6-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 9, 18-26.
"Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о двух чудесах, совершенных Христом. К Нему подошел Иаир, начальник синагоги, и попросил прийти к нему в дом, в котором при смерти лежала его дочь. Христос отправился в путь. По пути некая женщина, долгие годы страдавшая истечением крови, подкралась к Спасителю и прикоснулась к краю Его одежды.
Почему она так сделала? По ветхозаветным постановлениям страдавшие кровотечением женщины считались нечистыми и не могли подходить к другим, общаться с ними. В книге Левит написано: «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста; и всякий, кто прикоснется к ней, будет нечист».
Но у той женщины было главное - вера в то, что Христос от Бога, что Он не лжеучитель, как говорили многие, что Он может ей помочь. Потому она и услышала ответ Спасителя: "дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя". Женщина с того часа стала здорова. В словах Господа выражается Его отношение к каждому обращающемуся к Нему с верой. Кровоточивую Он назвал Своей дочерью. Пусть иудейские законоучители и считали ее полной всякой скверны из-за ее телесного недуга, а для Господа она своя по причине ее деятельной веры.
Веру проявил и Иаир. Ведь он был начальником синагоги. Он не мог не знать, что фарисеи озлоблены на Христа, желают Его убить. Тем не менее, кланяясь, он позвал Спасителя в свой дом. Промысел Божий состоял в том, что Христос пришел туда тогда, когда дочь Иаира уже умерла. Собравшимся Иисус сказал: "выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит". "И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той".
Наши души также полны скверны, кровоточивы. Грех это своего рода неисцелимое кровотечение, имеющееся у каждого из нас. Кровотечение лишает тело сил, а грех нас лишает благодати, духовных и телесных сил, удаляет от источника жизни - Бога. Но если мы, подобно кровоточивой, несмотря на различные трудности деятельно прибегнем ко Христу в покаянии, желая другой жизни, если постараемся примиримся с ближними, то, как и кровоточивая женщина, духом услышим слова Господа: "дерзай! вера твоя спасла тебя".
Если мы, осознавая свои греховные немощи, не станем унывать, но будем непрестанно взывать к Богу, то в этом проявится наша вера. Чтобы получить от Бога просимое, необходима, по мысли святителя Феофана Затворника, такая же молитва, исполненная верой, какая была у Иаира и у кровоточивой женщины. Такая молитва, говорит святитель, "несомненно войдет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь".
Подобно дочери Иаира станем приступать к таинствам, установленным Христом - к исповеди и причащению. Участвуя в них, мы приступаем к Самому Господу. Об этом святитель Феофан Затворник говорил так: "Церковь - тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния".
Тогда Сам Господь воскресит нас для жизни новой, жизни с Богом.