3 августа 2022. Среда седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 16, 6-12.
"Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского".
В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».
О фарисеях святитель Игнатий Брянчанинов поясняет, что главная их черта – лицемерие. Человек, ведомый честолюбием, желает, чтобы его хвалили. Желает показать себя другим праведным и добродетельным, хотя на самом деле в нем много злого и нечистого. Порой такой и сам не понимает этого. Сам начинает верить в свою праведность. Себя во всем оправдывает, а других осуждает. Даже в храм такой человек придет, и, вместо того, чтобы каяться, благодарить Бога за Его долготерпение, начинает других осуждать.
В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем: "если ты мнишь о себе, что ты лучше всех, ты глубоко ошибаешься, ты хуже всех - накипель".
Саддукеи не верили в воскресение мертвых. Кроме атеистов – тех людей, которые верят в то, что Бога нет и со смертью тела все прекращается, кроме этих людей близки к саддукеям по духу и те, которые, хоть и принимают православное вероучение, но не желают устраивать свою жизнь в соответствии с ним.
И злое и доброе в человеке способно развиваться. Закваска это образ чего-то малого, что способно многому придать силу, направление движения. В жизни она является движущей силой, способствующей развитию. С того момента как человек начинает ходить в храм, а у многих еще с детства, часто складываются неправильные представления о том, что является бо́льшим грехом. Если, забывшись, мы выпьем стакан молока накануне причастия, то будем сильно сомневаться, можно ли приступать к Чаше. А обман, клевета, вражда, недобросовестное выполнение своих обязанностей, нечистые помыслы, нежелание исправлять жизнь, все то, что реально удаляет нас от Бога, не представляется нам препятствием, мешающим достойному причащению. Желая обратить внимание таких людей с внешнего на внутреннее, архимандрит Павел (Груздев) говорил им: "за еду никто не оказывался в аду".
Закваска саддукейская состоит и в том, что хоть мы и слышим Евангелие, ходим в храм, а живём, как будто и не предстоит нам давать отчёт перед Богом. Как будто земные приобретения будут с нами вечно.