3 апреля 2022. Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника. Евангельское чтение: Мк 9, 17-31.
"Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Христос, возвратившийся с горы Преображения, увидел человека сын которого был одержим нечистым духом. Этот человек обратился к Спасителю со словами: "Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли".
"И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам". Вопрос Христа, обращенный к отцу юноши, должен был обратить внимание последнего на тяжесть недуга. Спаситель желает, чтобы исцеление сына послужило для укрепления веры отца.
"Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему". По мысли толкователей, этими словами Спаситель указал на причину того, что исцеление не было получено ранее, когда больного приводили к апостолам. Причина - неверие пришедших.
Услышав эти слова, отец юноши осознал свою немощь и попросил укрепления от Господа: "отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал".
Слепой, исцеленный Спасателем, по мысли толкователей, являет образ духовно слепых людей. Многие все силы в жизни тратят на то, чего очень скоро лишатся. На устроение земного благополучия. При этом забывают о душе, о том, что жизнь на земле дана нам Богом для подготовки к вечности.
Архимандрит Павел (Груздев) наставлял:
"О, путешественник земной,
очнись от сна:
твоя сума грехов,
одних грехов полна.
Ты погружен,
как в сон глубокий,
в нераденье!
Престань напрасно жизнь —
бесценный дар
мотать!
Не то придет к тебе
внезапно
смерть, как тать!
А в вечности вратах
ужасно пробужденье..."
Духовно слепы не только те, которые не ходят в храм. Многие прихожане смогут узнать себя в таких словах Иоанна Лествичника, память которого мы совершаем сегодня: "Бесчувственный есть безумный мудрец, учитель, осуждающий себя самого, любослов, который говорит против себя, слепец, учащий видеть; беседует о врачевании язвы, а между тем, беспрестанно чешет и растравляет ее; жалуется на болезнь, и не отстает от вредных для него снедей; молится о своем избавлении от страсти, и тотчас исполняет ее на самом деле; за совершение ее гневается сам на себя, и не стыдится слов своих, окаянный. «Худо я поступаю», вопиет, и усердно продолжает делать злое. Устами молится против своей страсти, а делом для нее подвизается. О смерти любомудрствует, а живет как бессмертный. Вздыхает о разлучении души с телом, а сам пребывает в дремоте, как бы был вечный. О воздержании беседует, а стремится к объедению. Читает слово о последнем суде, и начинает смеяться. Читает слово против тщеславия, и самым чтением тщеславится. Говорит о бдении, и тотчас погружается в сон. Хвалит молитву, и бегает от нее, как от бича. Послушание ублажает, а сам первый преступник. Беспристрастных хвалит, а сам не стыдится за рубище памятозлобствовать и ссориться. Разгневавшись, огорчается, и опять за самое это огорчение на себя гневается: и прилагая побеждение к побеждению, не чувствует. Пресытившись, раскаивается; и немного спустя опять прилагает насыщение к насыщению. Ублажает молчание, но восхваляет его многословием. Учит кротости, но часто в самом том учительстве гневается, и за огорчение свое опять на себя гневается. Воспрянув от греховного усыпления, воздыхает; но, покивав головою, снова предается страсти. Осуждает смех, и учит о плаче, смеясь. Порицает себя перед некоторыми, как тщеславного, и тем порицанием покушается снискать себе славу. Сладострастно смотрит на лица, и между тем беседует о целомудрии. Пребывая в мире, хвалит безмолвствующих; а того не разумеет, что он этим посрамляет себя самого. Славит милостивых, а нищих поносит. Всегда сам себя обличает, и придти в чувство не хочет, чтобы не сказать, что не может".
Исцеление от духовной слепоты и есть главное чудо, которого нам следует искать. По мысли опытных в духовной жизни людей, Бог тогда приходит на помощь человеку, когда человек сделал все, что было в его силах.