29 мая 2024. Среда седмицы 4-й по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. Евангельское чтение: Ин 7, 14-30.
"Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведных. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его".
Христос Воскресе!
Сегодня Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Прошло 25 дней после Пасхи и столько же осталось до Пятидесятницы. В этот день вспоминается проповедь Спасителя в иерусалимском храме на празднике Кущей. Ветхозаветный праздник Кущей был установлен в честь избавления иудеев из египетского рабства. Освобожденные евреи на пути в землю обетованную жили в шалашах, украшенных зеленью - в кущах. "Господь поселил в кущах сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской” (Лев. 23. 43), читаем мы в Ветхом Завете. Праздник Кущей длился восемь дней. Все евреи должны были собираться в эти дни в Иерусалиме, каждый строил себе кущу. В кущах жили весь праздник, оставив дома.
Праздник был радостным. Воспоминавшееся избавление из египетского рабства было образом грядущего избавления Христом всех верующих в Него от рабства греху и смерти, образом новозаветной Пасхи.
Это является одной из причин, по которой именно сейчас, в пасхальные дни, мы вспоминаем о появлении Спасителя в середине праздника Кущей (на четвертый день) в иерусалимском храме. Об этом и сегодняшнее Евангелие: "в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил".
Воспоминаемое событие имеет отношение и к предстоящей Пятидесятнице, половину пути к которой мы прошли со дня Пасхи. На праздник Кущей был обычай торжественно, в веселье возливать воду на жертвенник иерусалимского храма. А вода - образ Святого Духа. Он животворит душу. Особенно понятен был такой образ тому, кто жил в Палестине, в местах знойных и засушливых, местами пустынных. Сам Спаситель использует этот образ на празднике Кущей:
"Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен” (Ин 7. 37-39). День Пятидесятницы - это воспоминание Сошествия Святаго Духа на апостолов. Таким образом, в ветхозаветном празднике Кущей содержались прообразы обоих спасительных событий - и Пасхи и Пятидесятницы. В середине этого праздника Христос стал благовествовать в храме о принесенном Им Спасении.
В первые недели после Пасхи Церковь вспоминает о реакции учеников - апостола Фомы, жен мироносиц на Воскресение Спасителя. В следующие недели говорится о евангельских образах воды, символизирующей действие Святого Духа. Исцеление расслабленного у купели Вифесда, беседа с самарянкой у колодца Иаковлева, исцеление слепорожденного в водах источника Силоам, эти события содержат образы воды жизни - Духа Святого, который животворит всякую душу. Излияние воды в праздник Кущей на жертвенник иерусалимского храма было образом излияния Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы.
В память об этом сегодня во всех храмах после литургии совершается освящение воды. Тропарь сегодняшнего дня содержит прошение к Богу оживотворить наши души, погрязшие в грехах, напоить их духом, водами благочестия: “Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе”.