29 июля 2024. Понедельник седмицы 6-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 13, 10-23.
"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что' вы видите, и не видели, и слышать, что' вы слышите, и не слышали. Вы же выслушайте значениепритчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим вопрос апостолов, обращенный ко Христу после того, как Он рассказал им притчу о сеятеле: "для чего притчами говоришь им?", то есть почему проповедь Господа основана на каких-то рассказах, ярких образах из земной жизни, которые раскрывают слушателям тайны Небесного Царства? Почему Спаситель не говорит прямо?
"Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что' вы видите, и не видели, и слышать, что' вы слышите, и не слышали".
Святые отцы, толкователи Священного Писания, видели смысл ответа Спасителя в том, что сердца людей стали грубыми. Они не думают о духовном, заботятся лишь об этой, земной жизни. Потому проповедь о добродетелях и грехах, о вечной жизни они воспринять не могут. Господь притчами привлекает их внимание. Ведь всем понятен, например, такой образ. Если человек узнал, что на поле зарыто сокровище, то он пойдет, продаст все, что имеет и купит то поле. Найдет спрятанное сокровище и станет богат. Также и Царствие Божие. Если мы посвятим лучшее свое время и силы, всю свою жизнь Богу, делам милосердия, то не только ничего не потеряем, но, как раз только в этом случае и сможем обрести настоящее сокровище - вечную жизнь с Богом.
Недоумение вызывают следующие слова Господа: "кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет". Кто имеет малую искру добра (например, милосердие или совестливость), и не раздувает ее (прибегая к благодати Божией), образно говорили толкователи, у того и эта искра скоро потухнет. Кто же стремится слышать Слово Божие, понуждает себя к добродетели, уклоняется от зла, такому Бог непременно даст крепкую веру и жизнь по вере, тот получит от Бога еще бо'льшие духовные дары.
Многие святые тоже говорили образным языком, который доступнее для понимания. О нашей чрезмерной заботе об устроении земных дел преподобный Амвросий Оптинский говорил:
«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».
Наставления старца о духовной жизни подобны притчам. Они западают в душу, в них для нас в простых словах раскрывается глубокая духовная мудрость.
О необходимости всю жизнь посвятить спасению души старец говорил так:
"Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно свое дело начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно".
Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил: «Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут. Но последним будет нехорошо».
«Чтобы исправить, или человеку самому исправиться, не надо вдруг налягать, а нужно как тянуть барку — тяни, тяни, тяни, отдай, отдай. — Не все вдруг, а понемногу — говорил батюшка. — Знаешь «рожон» на корабле: это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, если тянуть за него, то потихонечку — и все тянется, а если взять сразу, то все испортится от потрясения».