29 декабря 2023. Пятница седмицы 30-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 33-41.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как Христос спросил учеников: "о чем дорогою вы рассуждали между собою?" "Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня". Евангелист Матфей приводит также такие слова Спасителя: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном".
По мысли толкователей, в помышлениях о старшинстве проявилась человеческая слабость апостолов. Они желали первенства, особой чести. Спаситель и дал им наставления о том каким нужно быть, чтобы быть бо 'льшим в Небесном Царстве.
Как исполнить первое, то есть принимать детей, делать дела любви всем людям, которым ты можешь послужить, это понятно. Поскольку Христос любит каждого человека так, что ради него воплотился и умер на Кресте, то, делая дела любви по отношению к ближним мы благотворим Самому Христу. Служение ближним помогает излечить в душе эгоизм. Архимандрит Павел Груздев приводил такой пример. Случай имел место в военные годы. "Ночь. Очередь в Тутаеве. И я в очереди за хлебом. Давали по килограмму или по два, не знаю сколько. Стоит женщина - ребенок на руках, еще двое за юбку держатся. Открывают магазин, продавщица говорит: <<хлеба на 50-60 человек. Не стойте, которые лишние>>. А женщина с детишками, она примерно сотая. Далеко, ей не достанется. А дети ей: <<мама, поедим хлебца то?>> - <<Поедим...>>, а слезы у нее, как палки. Мужчина стоял, научный какой-то. Потому что папка у него с портфелем, и одет не как мы, по-настоящему. Подходит к этой женщине и говорит: <<пойдем со мной>>. А он примерно шестой-седьмой стоял. <Вставай в мою очередь, получишь хлеба>>. Она говорит: <<а вы?>>. Он - <<не твое дело>>. Встала. Господи! А я и думаю, а Господь и скажет не тем попам, попадьям, заразам, которые никому никогда не уступят, а этому скажет: <<пойдем, вот тебе, райские врата открыты. Заходи!>>. - <<Господи, а за что же?>> - <<а за то, что голоден был, а ты накормил Меня>>. - <<Господи, а я Тебя не кормил... Где же я Тебя видал то?>> - <<А ты вот помнишь бабу с ребятишками? Это ты Меня накормил!>>"
"А как исполнить другие слова Господа, стать как дети", - недоумевают некоторые. - "Поменять автомобиль на игрушечную машинку, а рабочий стол на песочницу?" Нет. У детей мы должны увидеть те качества, которых лишились и, с помощью Божией, насаждать их в своей душе. Малые дети не способны на лукавство, подлость, цинизм, предательство, презрительное отношение к слабым, на лесть перед сильными мира сего, на злорадство и мстительность. Сердце их не заражено страстями - сребролюбием, блудом, самомнением. Не знакомы им и последствия грехов - уныние, духовная пустота, муки совести. Они приветливы, ласковы, с удовольствием подарят любимую игрушку. Их искренняя вера в Бога может порой вызывать улыбку, но скорее наше неверие, забвение Бога должно вызывать горькие слезы.
А на первое место Господь ставит такое свойство детской души как смирение. Кого обычно ставят в пример? Людей выдающихся, известных, добившихся больших успехов. А Господь, указывая на младенца, дает понять, что успех и слава ничего человеку не дадут, если душа в грехах, если мы потеряли чистоту и доброту, лишились Бога.
Вот почему такой неожиданный пример для подражания показывает нам Спаситель. Все любят маленьких детей. Пообщаешься с ними и на душе светло. Также и люди святые. Они не враждуют, уступают, всегда искренни и поддержат. С ними всегда светло.
Спаситель указал апостолам, что суетного они искали, желая быть самыми славными и главными, когда задавали Ему свой вопрос. Указал и нам всем путь к счастью.
"При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас". Эти слова звучат неудобопонимаемо на фоне другого высказывания Спасителя, приводимого тем же евангелистом Лукой: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк 11:23).
Заметим, что первое изречение прозвучало в ответ на то, что некто пока еще не является учеником Христа, но стремится Его именем делать доброе, а второе в ответ на обвинение фарисеями Иисуса, что Он изгоняет бесов силой сатаны. Некоторые толкователи поясняют, что первым изречением, призывающим не осуждать и предоставить все на Суд Божий, мы должны руководствоваться, когда речь идет о других. Вторым же, призывающим быть строже и смотреть, нет ли в душе какого либо сочувствия к греху, мы должны руководствоваться по отношению к себе. У христиан должны быть двойные стандарты. Строгость по отношению к себе и доброжелательность по отношению к ближним. У нас же, как правило, все наоборот. Себя оправдываем, а других осуждаем.
Слова Господа об изгнании бесов кем-то не из учеников Христовых, как отмечают толкователи, были сказаны о конкретном человеке. Сказаны в то время, когда не было понятно, кем является Христос. Сейчас руководствоваться ими в их прямом значении мы не можем, так как о Христе известны основные истины, нам даны церковные таинства, врачующие душу и тело. Обращение к экстрасенсам, гадалкам, белым и черным магам признано Церковью тяжким грехом, отлучающим от причастия. Основные церковные установления сделаны в апостольский век, а апостолам Спаситель сказал: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Мф 10, 16).