29 апреля 2024. Страстная седмица. Великий Понедельник. Евангельское чтение: Мф 21, 18-43.
В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событиях, происходивших в понедельник той недели, на которой Господь Иисус Христос добровольно принял Крестные Страдания нашего ради спасения. Христос, выйдя из Вифании, ощутил чувство голода. Увидев смоковницу, покрытую листьями, Он "подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите".
Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Христос, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его. Ученики, которые вскоре увидят Господа на Кресте, вспомнив произошедшее, смогут понять, что Спаситель страдает добровольно.
Но за что же была проклята та смоковница, с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем о том, что они были, то плоды уже давно должны были бы быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие.
Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств, о которых знали все иудеи, должны были бы стать дела покаяния, принятие учения Христа. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы понимание своей нравственной неполноценности и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, то Господь принял бы их и помог бы возрасти в них настоящей добродетели. Но не было ничего, кроме внешней формы богопочитания, было только лицемерие.
И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас - правда, мир, дела любви, они не принимали.
О том же говорят и две последующие притчи, читаемые в сегодняшнем Евангельском тексте. Христос, совершив дело искупления, отправит апостолов на проповедь всем народам. Те представители богоизбранного народа, которые не приняли Спасителя, будут отвергнуты, а язычники, покаявшиеся и обратившиеся к жизни по Евангелию, спасутся, станут чадами Божиими, наследниками Небесного Царства:
"И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его".