28 июня 2022. Вторник седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 9-15.
"Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому".
В сегодняшнем Евангелии мы слышим о том, как Христос посылает апостолов на проповедь. Он говорит им: "А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому".
Содом и Гоморра были городами, которые в ветхозаветные времена Господь огнем и серой стер с лица земли со всеми жителями за их огромное нечестие, за разврат, противоестественный блуд, ставший в тех городах нормой. Сейчас на их месте Мертвое море. В нем отсутствует какая бы то ни было жизнь. Общество, погрязшее в разврате, становится нежизнеспособным, вымирает духовно и физически.
Однако, находящимся в безотрадном состоянии жителям Содома и Гоморры, которые утонули в своих грехах, пребывают в вечной скорби, будет отраднее тех людей, которые не примут проповедь апостолов.
Жители Содома и Гоморры не слышали Евангельских слов, с которыми согласится все светлое, что есть в человеке, не видели многих чудес и знамений, сопровождавших апостольское благовестие. Какого же осуждения достойны те, кто услышал христианскую проповедь, но ее отверг.
Святитель Феофан Затворник, комментируя слова Спасителя, замечает, что мы, христиане, заслужим большее наказание, если не встанем на путь покаяния и исправления жизни. "Нашей безотрадности и меры не будет", говорит святитель. Сейчас доступна святоотеческая литература, известно о многих подвижниках благочестия, о чудотворениях, совершаемых по Промыслу Божиему. Открыты храмы, в которых мы можем приступать к великим Таинствам исповеди, причащения, в которых душа исцеляется. Однако, добрый голос совести мы заглушаем, слушаем дьявола, внушающего нам не бояться Суда Божия, заботиться лишь о том, как устроить дела в земной жизни.
С чего началась проповедь Спасителя? «Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). С этими же словами и апостолы обращались, благовествуя слушателям. Но если человек заглушил свою совесть, он никогда не примет этот призыв, какими бы чудесами ни сопровождалась проповедь. "В чем мне каяться, грехов у меня нет, пусть лучше вот это идет и кается", - так рассуждают такие люди.
Исаак Сирин говорил: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». К каждому из нас могут быть отнесены грозные обещания Господа из сегодняшнего евангельского отрывка, если мы не примем призыв к покаянию.
Сейчас время Петрова поста, время заботы о душе. Исповедь совершается в храме каждый раз во время богослужения. Желающим внимательно подготовиться к этому спасительному таинству можно порекомендовать почитать книгу "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна Крестьянкина.