27 мая 2024. Понедельник седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 56-69.
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа о таинстве евхаристии.
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек".
В таинстве причащения мы вкушаем Тело и Кровь Христовы. Хлеб и вино, стоявшие в начале службы в алтаре, пресуществляются на литургии в Тело и Кровь Спасителя. В Причастии реально присутствует Сам Христос, преподающий нам Себя. Как для жизни тела необходим хлеб, так и для того, чтобы наша душа жила, нам необходимо участвовать в Евхаристии.
Прошение молитвы Отче наш: "хлеб наш насущный даждь нам днесь" - это в первую очередь прошение о Хлебе Причастия. Не о том хлебе, который поддерживает жизнь тела. Он второстепенен. Как ни заботься о здоровье, смерти избежать не получится. Но когда мы приступаем с верой к причащению, в нас, если мы сами того желаем, начинает действовать Сам Господь. Во время своего земного служения Он исцелял больных, изгонял бесов, укреплял людей в вере. Так и наши души, немощные для жизни по Евангелию, недостойные Небесного Царства, укрепляются через встречу с Богом, через причастие Ему.
Не станем, подобно древним иудеям говорить: "какие странные слова! кто может это слушать?", но, приступив к евхаристии с верой, ощутим благодатное воздействие этого таинства, освобождающего нас от рабства греху.
Блаженный Августин так изливал славословие Богу, воплотившемуся и распявшемуся за нас, установившему это таинство: "Твоя Премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою Любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии. И вот почему: в литургии Христос отдает Себя верным, Тело Свое и Кровь Свою животворящую".