27 июля 2024. Суббота седмицы 5-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 9, 9-13.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о призвании Господом апостола Матфея. До призвания тот был мытарем – человеком, презираемым иудейским народом за то, что в его служебные обязанности входило обирать соотечественников, собирая налоги в пользу оккупационной римской власти. Но, когда Матфея призвал Христос, тот оставил все и пошел вслед за Ним.
«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что' значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Каков смысл ответа, данного Христом? Ведь многие считают, что Господь любит праведников, а грешников ненавидит. Нет, Господь ненавидит грех, но любит каждого человека. Однако те, которые не видят своих грехов, по мысли святых отцов, находятся на еще более опасном пути, чем тяжело согрешающие люди. Можно простить и преобразить душу кающегося грешника, но как спасти того, кто не считает себя нуждающимся в спасении?
Между тем, все святые отцы замечали, что праведников вообще нет, все согрешили перед Богом. Макарий Великий обращался к Богу со словами: «ничего не сотворил благого пред Тобою». Пимен Великий говорил своим ученикам: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен и я». Человек же, живущий невнимательной духовной жизнью, уже и не замечает своих грехов. Себя оправдывает, других осуждает. О таких людях Христос с горькой иронией и сказал, что «не праведников» Он пришел спасать. Такие люди заперли свое сердце изнутри.
Однако, одного понимания человеком своей греховности не достаточно. Для того Спаситель и сказал: «призвать к покаянию», то есть к исправлению.