27 декабря 2023. Среда седмицы 30-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 30-34.
"И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною".
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о следующих событиях.
После того как апостолы уразумели, что они последовали не просто за великим Учителем, но за Христом Богом, Господь говорит им о том, чего раньше они вместить не могли, что Ему, "Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть". Не только люди смутились бы от этих слов. Даже ангелы Божии не могли и представить как может быть убит Творец мира.
Господь открывает апостолам тайны Царствия Божия. Уже не в притчах, а прямо. Прочие иудеи представляли царство Мессии как самое славное и могущественное земное царство, подобного которому не было и никогда не будет. Господь же говорит ученикам немыслимое, противоположное - что Он, Христос, идет на смерть. Своим последователям Он пообещал такой же путь - путь страданий. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною".
Радостью горели сердца учеников, когда они услышали от Господа подтверждение того, о чем они уже давно догадывались - что Он Мессия, Христос. Когда же услышали о предстоящих Ему страданиях, апостол Петр "отозвав Его, начал прекословить Ему". Евангелист Матфей уточняет, что Петр сказал Спасителю: "будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!".
Только что Петр исповедовал Его Христом, Сыном Божиим и тут же Ему прекословит. Как же это похоже на нас! Мы исповедуем Христа Господом и тут же Ему прекословим. Не принимаем свой крест, через который нас спасает Бог, возмущаемся, что нас окружают ближние, немощи которых нам следует нести. Человеческие слабости учеников проявлялись не раз - и когда они разбежались в Гефсиманском саду, и когда Петр отрекся от Христа...
За кого больше переживает Петр, прекословя Господу? Конечно же за себя. Сам того не осознавая, он предлагает Христу оставить дело спасения людей и царствовать с апостолами здесь, на земле. Все это противно Иисусу. Он говорит ему: "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что' Божие, но что' человеческое".
Почему же Господь говорит в ответ на слова Петра "сатана"? Он же сам учил: "кто же скажет брату своему: <<рака>>, подлежит синедриону; а кто скажет: <<безумный>>, подлежит геенне огненной" (Мф 5, 21-22). Потому что Он обращается в этот момент не к Петру, а к сатане, который еще раз попытался искусить Иисуса через апостола Петра, играя на человеческой немощи апостола. То есть это был диалог между Христом и сатаной. А к Петру относится вторая часть фразы: "потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое".
Часто и мы бываем милостивы к своим человеческим слабостям (Петр так и начинает свои слова: "будь милостив к Себе, Господи"), а через них нами управляет человекоубийца - сатана.
Сегодняшнее Евангельское чтение показывает, что мы можем стать орудием сатаны, если будем милосердны к своим слабостям - гневу, сребролюбию, нерадивости в духовной жизни, к излишней попечительности о том, что о нас подумают окружающие. И Господь показывает нам ответ, который мы должны давать таким мыслям. Ответ мыслям о том, чтобы быть снисходительными к себе, к своим греховным слабостям, должен быть: "отойди от меня, сатана".