27 апреля 2024. Суббота Лазарева. Евангельское чтение: Ин 11, 1-45.
Сегодня Церковь вводит нас в Страстную седмицу. В эту неделю, в последнюю неделю перед Пасхой, мы вспоминаем о Великих и спасительных событиях, о добровольных страданиях Спасителя Христа за наши грехи. Люди оставили Бога, как следствие стали страдать и умирать, но Бог их не оставил. Он Сам стал Человеком, чтобы за нас пострадать, умереть и избавить нас от смерти. Блаженный Августин восхищался величию любви Божией к нам: «Господь мог бы создать мир красивее, чем этот. Господь мог сотворить мир более величественный, чем наш. Для всего этого хватило бы премудрости и всемогущества Божия. Но любовь Божия не могла придумать ничего большего, как отдать на заклание Своего Единородного Сына. И Он Его отдает!»
Страдал Господь по Своей человеческой природе, воспринятой Им в Рождестве. В сегодняшнем евангельском чтении мы также слышим о Его страданиях. Господь прослезился, узнав о смерти Лазаря.
Лазарь был братом двух сестер, Марфы и Марии. Их хорошо знал Христос. Лазарь и его сестры жили в Вифании, в пригороде Иерусалима. Господь называл их Своими друзьями. Когда Лазарь тяжело заболел, Марфа и Мария послали сообщить об этом Господу. "Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий".
Господь не спешил в дом Лазаря. Он пробыл два дня на том месте, где застала Его эта весть, а потом отправился в Вифанию, явно осознавая, что Лазарь только что скончался. Ученикам Он сказал: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему".
Апостолы знали, что иудеи, жившие в Иерусалиме и его окрестностях, желали предать Христа смерти. Однако апостол Фома, от имени учеников, когда узнал, что Господь пошел в те края, сказал: "пойдем и мы умрем с Ним".
Когда Господь пришел в Вифанию, Лазарь был мертв уже четвертый день. Спаситель встретил Марию, плачущую по брату. "Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?"
Господь смерти не творил. Она явилась результатом грехопадения. Смерть противоестественна человеку, она воспринимается нами крайне тяжело. Христос пришел разрушить смерть, даровать нам вечную жизнь в Небесном Царстве, разрушить дела дьявола. Во образ этого Он совершал воскрешения. Каждый раз, когда Христос присутствовал на похоронах, люди оживали. Из Евангелия нам известно о нескольких случаях воскрешения Господом людей, совершенных Им до воскрешения Лазаря. Силой Божьей вернулись к жизни сын наинской вдовы, дочь Иаира. Это были только образы победы Господа над смертью. Образы того, что Христос пришел не оплакивать умерших. Он пришел уничтожить смерть.
Далее мы читаем о том, как Господь воскресил Лазаря: "Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него".
Закончился Великий пост. Настал пост Страстной недели. Святитель Феофан Затворник предлагает нам задуматься над таким вопросом.
"Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, - что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет..."
Осознав, что все ближе приближается наш смертный час, а душа наша негодна для Царствия Божия, не будем отчаиваться. Велики наши грехи, но любовь Бога к нам больше. Великие врачевства для души предлагает нам Христос. Видя чудные, неизъяснимые дела Божией любви к нам, воззовем и мы словами церковной молитвы: "Силою Божественною воскресивый Лазаря, воскреси и мене истлевшаго страстьми и многолетно лежащаго в гробе нераскаяния, да возстав по гласу Твоему, воспою спасаемый: Аллилуиа".