26 сентября 2022. Понедельник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Чтение из Священного Писания: Гал 4, 28 - 5, 10; Мк 6, 54 - 7, 8.
"Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение".
В сегодняшнем чтении из послания к Галатам мы слышим, как апостол Павел сравнивает людей, живших в ветхозаветные времена, и христиан. Религиозность ветхозаветная, состоявшая в основном в исполнении внешних обрядовых постановлений, - обрезание, принесение жертв, запрет на работу в субботу, сравнивается с рабством.
Христиане же служат Богу не как рабы, но как свободные, как дети. Никакие внешние дела благочестия не ценятся в христианстве, если они не наполнены внутренним смыслом, добрым произволением. Можно ежедневно прочитывать все молитвы по молитвослову, но если при этом ум не следует словам молитвы, то и молитвы не было. Василия Блаженного как-то спросили, много ли людей было в храме на праздничной службе? "Да нет, человека 2-3", ответил святой. Оказалось, что в тот день храм был забит богомольцами, но внимание к богослужению было лишь у нескольких человек, остальные отстаивали службу.
Кто не научился внимательной домашней молитве, тот никогда не сможет внимательно молиться в храме. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о молитве рассеянной: «Без внимания молитва не молитва. Она мертва! Она бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие!» Без внимания, продолжает святитель, молитва подобна телу без души.
Для того, чтобы молитва была плодотворной, необходимо знать толкование молитв, нужно наше старание следовать умом за читаемым. Ум рассеивается, а мы стараемся возвращать его от посторонних мыслей к молитвенному правилу.
«Отклоняй от себя все воспоминания, самые важнейшие, приходящие к тебе во время молитвы – пренебрегай ими», советует святитель Игнатий.
Для понимания смысла важнейших христианских молитв можно читать толковые молитвословы. Объяснению же самого главного - божественной литургии и молитвы "Отче наш", святые отцы посвятили целые книги. Их можно достать в православных книжных магазинах. Тогда нам откроется глубокий смысл происходящего на службе. Со временем, в ответ на наши старания, молитва перестанет быть для нас в тягость, но станет утешением и укреплением.
Напрасно проходят дни того, кто не заботится о самом главном для христианина, о богообщении. И здоровье, и положение в обществе и материальные ценности мы очень скоро оставим, не возьмем этого с собой за порог смерти. Что же будет тогда, если окажется, что душа наша пуста, ведь все, к чему она стремилась, осталось на земле. Потому и говорит преподобный Паисий о тех, кто избавился от духовного ослепления лишь после смерти, что они мечтают только об одном. Чтоб Бог дал им всего пять минут земной жизни, но этих драгоценных минут, которые можно посвятить душе, у таких людей никогда уже не будет.