26 марта 2022. Суббота третьей седмицы Великого поста. Евангельское чтение: Мк 2, 14-17.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как Господь Иисус Христос пришел в дом апостола Матфея. До своего обращения тот был мытарем - человеком, который собирал налоги со своего народа в пользу оккупационных римских властей. В пользу язычников отнимал, часто последнее, у народа Божьего. Мытари были презираемы всеми иудеями.
Однако, когда Спаситель сказал Матфею: "следуй за Мною", то "он, оставив всё, встал и последовал за Ним".
"И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".
Каков смысл ответа, данного Христом? Ведь многие считают, что Господь любит праведников, а грешников ненавидит. Нет, Господь ненавидит грех, но всякого человека любит. Однако те, которые не видят своих грехов, по мысли святых отцов, находятся на еще более опасном пути, чем тяжело согрешающие люди. Можно простить и преобразить душу кающегося грешника, но как спасти того, кто не считает себя нуждающимся в спасении?
Что же так ослепляет человека, почему он не видит своих грехов? Не столько греховная и нераскаянная жизнь, ведь многие грешники, как мы читаем, принимали Спасителя и исправлялись. Больше всего нас надмевает неправильная духовная жизнь.
Важнейшее назначение ветхозаветных предписаний состояло в том, чтобы привести человека к пониманию своей духовной немощи. Книжники были людьми, которые хорошо знали Священное Писание. Но они искаженно понимали смысл заученных слов. Они стремились к исполнению заповедей лишь по букве. Например, могли обидеть вдову, не оказать помощи ближнему, и не заметить в том греха. А пройти в субботу бо́льшее количество шагов, чем положено (даже такое правило "благочестия" они установили), представлялось им серьезным согрешением, нарушением покоя субботнего дня. Исполняя внешние предписания закона, они пришли к ложному представлению о своей праведности.
Не стоит думать, что такое понимание внешних дел благочестия было свойственно лишь древним иудеям. Часто приходящие в храм выражают сомнение перед священником, можно ли им причащаться, ведь вчера, к примеру в гостях, они съели что-то непостное. А когда приступают к исповеди, то называют тяжелые грехи - обиды, причиненные родителям, мстительность или прелюбодейные мысли, с которыми не боролись. Многие видят основную свою духовную проблему лишь в непостной булке, которую съели накануне. Немногие осознают, что недостойны причастия в первую очередь по гораздо более серьезным причинам.
Святые отцы замечают, что внешние дела богоугождения, не соединенные с внутренним деланием, всегда надмевают человека. Молитвенное правило, читаемое рассеянно, или пост, представляющий из себя лишь диету, не сопряженный с сугубым вниманием в такие дни к своим грехам, с духовным чтением, и, насколько позволяют обстоятельства, с отрешением от житейских увеселений, с заботой о примирении со всеми, с кем в ссоре, - все внешние дела богоугождения, лишенные своей сути, приносят душе вместо пользы лишь вред.
Когда человек только начинает ходить в храм, он, не понимая почти ничего, делает то же, что и все, стремится исполнять церковные установления. Со временем же следует все больше задаваться вопросом, в чем смысл моих действий?
Приступая к молитве, к посту, посещая богослужения, следует задавать себе вопрос: "зачем мне это, чего я хочу этим достичь"? Если не просто убить время, то правильно будет познакомится с объяснением богослужения, основных молитв, найти храм, в котором служба совершается разборчиво, стараться возвращать постоянно рассеивающийся ум к словам молитвы.
Обращаясь к Богу за помощью, следует позаботиться о покаянии и исправлении в грехах, прося у Бога прощения, позаботиться о примирении со всеми ближними.