26 июля 2024. Пятница седмицы 5-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 13, 3-9.
Не так просто найти в нашей стране и даже во всем мире того, кто ни разу бы не услышал какие-либо евангельские изречения, на чье сердце бы никогда не попадало семя Слова Божия. Почему же немногие из слышавших это Слово, выше которого не может быть никаких слов, обращаются от жизни греховной к жизни святой? Почему история знает немало людей, очень хорошо знавших содержание Нового Завета, но погрязших во многих злодеяниях?
Ответ на этот вопрос дает нам притча о Сеятеле, рассказанная Самим Христом. "вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!"
Сам Господь так толкует эту притчу: "ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать".
Итак, в этой притче Сеятель - образ Христа, почва - сердце человека, семя - Евангельское Слово.
Некоторые просто не принимают это слово. Оно не находит в их душе отклика или встречается там с отрицанием. Как зерно, брошенное поверх утоптанной дороги, не проходит вглубь и пропадает. Такие люди скоро забывают услышанное, они и не думают становиться христианами.
Другие с интересом слушают благовестие. Евангельское учение воспринимается ими как великая истина. Но становиться христианами на деле такие люди не желают, ведь это постоянный труд, борьба с грехом, самопожертвование, самоотвержение.
Третьи принимают слово, стараются по нему жить, но житейские попечения, заботы о земном, подобно сорнякам, заглушают в них все добрые всходы.
Четвертые это истинные ученики Христа. По мысли святителя Феофана Затворника это "те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным".
Святые толкователи Евангелия призывают нас поразмыслить, какова почва нашего сердца, почему мы не живем свято, что мешает спасению нашей души?