24 июня 2024. Понедельник седмицы 1-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 10-20.
"Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Та'к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта'рь. Истинно говорю вам: что' вы свяжете на земле, то' будет связано на небе; и что' разрешите на земле, то' будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". В этих словах, по мысли толкователей, Господь указывает на важность молитвы друг за друга. "Двое из вас", по объяснению святых отцов означает, что эти два человека должны быть учениками Спасителя.
Почему наши просьбы, обращенные к Богу на молитве, Господь не всегда исполняет? По мысли Иоанна Златоуста или потому, что мы уже давно не ученики Христовы, например живем, не заботясь о своей душе, давно не каялись в грехах на исповеди. Или потому, что просим вредного для своей души. Главное чего хочет дать нам Господь - вечное счастье, Небесное Царство, святую жизнь. Но у каждого свои грехи. Скорбные обстоятельства во время земной жизни часто являются горьким лекарством, вразумляющим нас, исцеляющим душу. Потому в конце всякой просьбы, обращенной к Богу, следует добавлять: "да будет воля Твоя", следует быть готовым принять любую Божию волю. Бог подобен врачу, который иногда не дает больному воды, хотя тот и очень просит пить.
В сегодняшнем чтении мы также слышим наставление Спасителя о том как поступать, если некий христианин поступил по отношению к нам плохо, когда возникают недоразумения:
"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь".
Святой Максим Исповедник, говоря о необходимости поступать именно так, поучает: "Не уязвляй брата намеками, чтобы и от него взаимно не получить подобного, и тем из обоих не изгнать расположения любви но с любительным дерзновением иди и обличи его, чтобы устранить причины огорчения, и себя и его избавить от тревоги и досады".