24 июля 2022. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 9, 1-8.
"Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам".
Более подробно повествует о данном событии евангелист Марк:
"Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Из сегодняшнего Евангелия, прочитанного на литургии, мы услышали о том, как Христос вновь пришел в Капернаум. В этом городе часто раздавалась Его проповедь. Здесь Он впервые проповедовал о Царстве Небесном, здесь были призваны апостолы Петр, Андрей, братья Зеведеевы: Иоанн Богослов и Иаков, апостол Левий (Матфей). Здесь совершались Господом многочисленные исцеления. В этом небольшом городе, расположенном на берегу самого низкого озера в мире - Тивериадского (Генисаретского), уровень которого на двести метров ниже уровня мирового океана, в этом городе все жители отлично знали о Христе, помнили о Его чудесах. Потому, когда «слышно стало, что Он в доме», «тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово».
По причине многолюдства, четверо людей, принесших ко Христу тяжело больного человека, не могли войти в дом, где Спаситель учил. Тогда они забрались на крышу дома, и, разобрав кровлю, спустили кровать с больным человеком к ногам Господа.
«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои». Милостивый Господь начал с главного. Видя веру людей, принесших больного, и веру самого расслабленного, Он врачует его душу.
Именно от состояния души и зависит, будем ли мы счастливы во время земной и вечной жизни. Чистая душа несравненно важнее здорового тела. Потому иногда Господь не отвечает на наши молитвы о выздоровлении. Болезни и страдания, переносимые с терпением, могут быть средствами, через которые исцеляется душа.
Архимандрит Павел (Груздев) в своём дневнике записал:
"Болезнь души – болезнь есть злая,
Не дай Господь её всем нам,
А плоти боль есть боль благая,
она возводит к небесам.
Болезнь грехи нам очищает
И к покаянию зовёт,
На путь добра нас наставляет
и в Царство Божие ведёт.
Болит ли плоть-душа здорова,
Слабеет тело –дух растёт.
Кто на земле страдает часто,
Тот со Христом всегда живёт.
Не в силе Бог и не в здоровье,
Скорей здоровым Бог забыт,
Но в немощи Господня сила,
И у больного Врач стоит.
Вот потому ты, друг, в болезни
Не унывай, не смей роптать,
Болезнь есть Божье вразумленье,
В болезнях Божья благодать".
Святитель Григорий Богослов выражал мысль, состоящую в том, что не так тяжело переносить скорби как тяжело не обратиться к Богу, не исправиться в грехах, не "уцеломудриться" в скорбное время. Хотя можно отвергать Бога и дальше, впадая в уныние...
Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «есть люди, по всем человеческим меркам совершенно несчастные, один тридцать лет лежит без движения, но дай нам Бог всем такое счастье, в котором он живет».
Христос сперва заботится о прощении грехов кающегося грешника. Всякому, ищущему исцеления, следует сначала позаботиться о душе, а здоровье предоставить на волю Божию. Тогда Господь устроит так, как будет полезнее и лучше для нас. Святой Марк Подвижник говорил: "Если ты заболел и ищешь исцеления, в первую очередь позаботься о совести. Все, что она говорит сделай и найдёшь пользу".
Также Христос показал всем веру больного и принесших его. Обличил и неверие фарисеев, которые, несмотря на то, что уже много раз видели Господа, стали роптать: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Господь, «узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».
По мысли толкователей, пример исцеления души и тела расслабленного показывает каждому из нас путь к спасению души. Кто эти четыре спутника, которые должны принести нас к ногам Господа, которому все возможно? Святые отцы говорят, что это наши:
1) презрение к себе (раскаяние осознавшего свои грехи);
2) исповедь согрешений;
3) забота об исправлении (ведь просто назвать свои грехи недостаточно).
4) молитва к Богу.