23 ноября 2020. Понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 13-15; 22-31.
В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как ко Христу подошел некто из народа и "сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения".
Толкователи поясняют, что причина такого ответа Господа в том, что вопрошавшему и дела не было до сути проповеди Спасителя. Он не спрашивает о покаянии, о вечной жизни. Все его интересы здесь, живёт он имущественным спором. Не для того вочеловечился Бог, чтобы помогать и дальше прилепляться людям к земным благам, к этим призракам счастья. Господь принес истинное счастье, вечную жизнь, Царство Небесное, которое отныне должно быть в душах Его учеников. Святитель Игнатий Брянчанинов так пояснял мысль, которую Спаситель хотел донести до того, кто просил Его суда: "продолжительность земной жизни и ее благополучие имеют причиной не многое имущество; но они проистекают от благословения Божия".
Далее мы слышим слова Христа, обращенные к ученикам: «посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что' заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что' вам есть, или что' пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам».
О душе, о жизни по Евангелию многие заботятся меньше всего. И в храм чаще всего обращаются именно для того, чтобы получить помощь в устроении земных дел. Получается, что поступаем противоположно словам Господа – ищем, что нам есть, пить, во что одеться, как быть здоровыми и успешными... "ну а Царство Божие, ну это как-нибудь приложится", рассуждаем мы. К таким людям и обращены слова Спасителя с призывом заботиться в первую очередь о душе, а к остальному относиться как к второстепенному.
Не заботиться об одежде, о пропитании не означает поступать нерассудительно, к примеру, получить зарплату и всю ее сразу истратить. Имеется в виду, что нельзя жить, относясь к материальному как к главному. Святитель Феофан Затворник говорит: "Знай, что одна минута - и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя?"
На земле мы все живём как на корабле, который идёт ко дну, с которого необходимо спасаться. Преподобный Паисий Святогорец , используя этот образ, говорил: "корабль тонет, а кто-то, желая спастись, хочет ухватиться за мачту. Он не думает о том, что мачта пойдет ко дну вместе с кораблем. Он хватается за мачту и тонет еще быстрее. Я хочу сказать, что люди ищут, обо что бы им опереться, за что ухватиться. И если у них нет веры, чтобы опереться на нее, если они не доверились Богу настолько, чтобы полностью на Него положиться, то им не избежать страданий. Доверие Богу – великое дело".
Архимандрит Павел (Груздев) говорил:
«Не береги на черный день, так его и не будет»;
"Не убиет Господь гладом душу праведную".
То есть не стоит откладывать на завтра главное дело - заботу о душе, помощь нуждающимся, и Бог тебя не оставит. В это верят христиане. Каждый во что-то верит. Одни верят в свои силы, в то, что умрут ещё не скоро, не скоро будет над ними суд. На чем основана их вера? Вера же христиан основана на словах Иисуса Христа: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».