23 марта 2022. Среда третьей седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 10, 12-20.
"И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул". Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево! За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно".
В сегодняшнем чтении из книги пророка Исаии мы читаем об ассирийском царе. За нечестие богоизбранного народа Иудея была захвачена чрезвычайно усилившимися врагами - ассирийцами. Господь попустил это, чтобы способные к покаянию иудеи не погибли, но, хотя бы оказавшись в плену, раскаялись, вспомнили бы о Боге.
Надменность ассирийского царя, поработившего иудеев и многие другие народы, представляется пророком как безумие. Считая себя всемогущим, надменный властелин говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул". В последних словах пророк образно изображает великий трепет, в который приходят царства, когда на них идут с войной ассирийцы.
А между тем, ассирийский царь лишь орудие в руках Божиих: "Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!" Не палка управляет рукой, которая ее держит, не она сама действует, ее лишь используют как орудие - такова мысль пророка Исаии.
Так и ассирийский царь скоро будет посрамлен: "За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись". В скором времени (теперь известно, что так и произошло) ассирийское царство будет разгромлено, погибнет так много воинов, что пророк использует здесь образ - оставшихся солдат сможет пересчитать даже ребенок, знающий лишь небольшие цифры.
Читая историю древних могущественных царств, мы можем заметить, что на всякую силу всегда находилась бо́льшая сила. Некогда великие и грозные царства давно сметены с лица земли. Пали и их победители. Так и каждому человеку - надеяться на свою силу, на сильных знакомых, хотя и естественно, но безрассудно. Только плоды Царства Божия в нашей душе - смирение, прощение, любовь к ближним, самопожертвование, непобедимы.
Известны многие случаи, когда от столкновения со святыми людьми происходил перелом в душах окружающих. Например, апостолы Иасон и Сосипатр, пришедшие с проповедью о Христе на остров Корфу, были заключены языческим правителем в тюрьму к самым жестоким бандитам. Каково же было удивление правителя, когда вскоре он узнал, что разбойники не разделались со своими беззащитными сокамерниками - апостолами, но сами раскаялись и приняли христианство. Истинные христианские добродетели способны преображать сердца окружающих, сердца, казалось бы, безнадежно укоренившихся во зле людей. А настоящая слава придет к последователям Христа в жизни будущего века. Их прославит Сам Бог, тогда как сильные мира сего - тираны, перед которыми трепетали и заискивали многие, которые, подобно ассирийскому царю считали себя, в своем безумии, почти божествами, будут посрамлены.
Сегодняшнее чтение подвигает задуматься каждого из нас на какую силу мы уповаем - на силу ли добродетели в своей душе? Ее ли мы ищем?