23 августа 2024. Пятница седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 12-14, 17-20.
"И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?"
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как Господь изгнал торговцев из Иерусалимского храма.
"И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников".
Заметим, что торговцы и меновщики монет при храме, в общем-то, делали нужное дело. Римская монета того времени содержала надписи, обожествляющие императора. Конечно же, она не могла быть использована для жертвы на храм, ее необходимо было обменять у меновщиков на иудейскую монету. Кроме того, в храм постоянно приходили люди, жившие в удаленных городах и даже странах. Крайне затруднительно для них было бы пригонять в Иерусалим стада животных из родных краев, из своего хозяйства. А животных для принесения в жертву, прообразовавшую Жертву Христову, в ветхозаветные времена должен был приводить в храм всякий верующий в Истинного Бога. Торговцы помогали пришедшим издалека купить животное непосредственно у храма, и тут же отдать его для жертвоприношения.
Христос никогда не проявлял негодования. Даже когда Ему говорили, что Он одержим бесами. А тут Господь взял бич и изгнал им торговцев. Не просто выгнал, но опрокинул столы и рассыпал деньги.
Толкователи говорят, что Иисус дважды изгонял из храма торгующих. В начале и в конце Своего служения. Один раз Он сказал, что те превратили храм в вертеп разбойников. По мысли Иоанна Златоуста, здесь имеются в виду люди, приносящие в храм неправедно заработанное, прямо или косвенно награбленное. Такая жертва не может быть приятной Богу.
В другой раз Христос объяснил, что Дом Божий, Дом молитвы они сделали домом купли. Разве возможно сосредоточиться на молитве, находясь как на базаре, на котором продают животных, где торгуются, где слышны зазывания торговцев, блеяние. Очевидно, что это крайне непросто, а то и вовсе невозможно. Нужное дело было организовано неправильно. Всему свое место. Покупать животных и обменивать монеты надо было до входа в храм. Иначе человек приходил в святое место как на базар. Перед земным царем все стоят благоговейно, а в храме ведь люди предстоят Царю Небесному, Творцу мира, Богу.
В наши дни слова Господа также очень актуальны. Важно, придя в храм, внимать словам молитв, читаемых за богослужением. Купить свечи, подать записки лучше до начала службы. А во время богослужения, при необходимости, делать это надо так, чтобы не помешать молитве других людей. Если непросто пройти к иконе, то лучше не пробираться сквозь толпу. Если мы будем заботиться о многом - как достать крещенской воды, поставить свечку, подать записку, но не станем внимать словам молитв, не будем каяться в грехах, не будем стоять с благоговением перед Богом, то не получим для души никакой пользы.