22 марта 2022. Вторник третьей седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 9, 9 - 10, 4. Быт 7, 1-5.
"чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами. И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный,- это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше? Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев".
В сегодняшнем чтении из Священного Писания мы слышим ветхозаветные пророчества, обещающие тяжелые наказания грешным людям.
Бедствия, говорит пророк, в ближайшее время постигнут все израильское Царство, так как "беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма". Подобно тому как распространяется огонь, который в засушливых краях стремительно охватывает весь лес пламенем, в народе распространяется грех.
Люди забыли Бога, желают лишь всеми способами обогатиться: "Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше? Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта". Надеющихся на земное могущество, а не на Бога, ждет лютая смерть: "весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами. И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта".
Израиль в то время был поделен на двенадцать областей, в которых жили потомки двенадцати сыновей Иакова. В приводимом пророчестве речь идет о колене Ефрема, которое надеялось на земную мощь, на крепкие строения. Все двенадцать колен были одним богоизбранным народом, они должны были помогать друг другу. Но пророк говорит, что в безумии своем, они вскоре станут заключать союзы с неприятелями и воевать друг против друга: "каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта". Междоусобные войны среди объединеных верой в Истинного Бога людей так же противоестественны, замечает пророк, как если кто то отсечет себе руку и будет поедать свои мышцы.
Но и в тяжкие времена народ не обратится к Богу с покаянием. Люди будут обращаться к колдунам, слушать лжеучителей, но не раскаются, не изменят греховных порядков. За то погибнут и вожди народа и лжепророки и многие люди: "Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный,- это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут".
Также сегодня на вечерни читается отрывок из Книги Бытия, повествующий о том, как Господь давал указания Ною, касающиеся подготовки ковчега, в котором праведное семейство должно было пережить всемирный потоп. Начинается повествование о потопе с таких слов: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт 6, 5-6).
Некоторые недоумевают, как мог раскаяться и восскорбеть в сердце Бог? У Бога нет плоти, нет сердца, Он - Дух. Он всеблагой и неизменяемый. Он не может скорбеть, ошибаться и каяться. Он непостижим. В данном случае для того, чтобы дать людям грубое представление о мыслях Господа, используются образы, описывающие состояние некоего человека. Задумаемся же о том, какова была нравственность людей перед потопом, что наиболее близкие земные образы, описывающие состояние Божие при виде их дел, это скорбь и раскаяние?
Люди перед потопом не знали евангельского учения, у них не было укрепляющих, животворящих таинств - исповеди, причащения. Все это есть у нас, но едва ли мы живём лучше чем они. Чтобы избежать нам гнева Божия и лютой смерти, чтоб на нас не сбылись прочитанные пророчества, нам самим надо восскорбеть и раскаяться о своих делах. Тогда придет помощь Божия.