Толкование на Евангелие

22 августа 2024. Четверг седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 17-28.

"И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо'льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для тогопришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих".

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как ко Христу подошла мать апостолов Иоанна и Иакова и попросила Его, чтобы её сынгвья стали самыми почетными в Царстве Божием. Она считала, что Спаситель идет в Иерусалим, чтобы установить Свое великое царство. Христос же шел в Иерусалим, чтобы пострадать за людей на Кресте. Он ответил ей: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом".

В обычной жизни такой совет звучит как издевательство - "хочешь быть первым? Иди в конец очереди". Но ведь в самый конец ни у кого встать не получится. Там Христос, Бог Сын, который стал Человеком, чтобы пострадать, умереть за грехи даже самого неуважаемого и грешного человека, даже за Своих врагов, чтобы открыть перед нами Царство Небесное, дать нам выбор, возможность через покаяние и веру спастись. "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих", слышим мы продолжение речи Спасителя.

Преподобный Иустин (Попович) говорил:
"Одно и тоже начало и одно и тоже устройство как на небе, так и на земле. На небе: все большее служит меньшему; все низшее получает все для существования от высшего; а все вместе – от Наивысшего. Также и в духовном и материальном мире, в природе: солнце, самое важное и самое большое светило, служит всем меньшим светилам, раздавая им себя, теплоту, свет; оно служит маленькой земле, и всему на ней. Через всю природу Бог служит всем творениям и всей твари. Исключение из этого сделали люди своим эгоцентричным, и самостным, и гордым самолюбием. Они управляют, заповедуя, а не служа. Богочеловек пришел, чтобы это исправить: чтобы и между людьми ввести всеобщий Божественный закон неба– управлять людьми, служа им. Это новозаветный, евангельский, богочеловеческий способ управления и властвования над людьми. В этом и новизна евангельской власти и евангельского управления".

В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем наставление инокам, которое по духу подходит и мирянам. Иноки одного монастыря очень любили своего старца-духовника. Не просто боялись его, но почитали как отца. Умирая, он оставляет им духовное завещание, в котором учит не осуждать. Духовно более зрелый человек, тот, кто выше перед Богом, должен нести немощи ближних.

"Среди лесов в глухой пустыне,
каких уже немного ныне,
отшельник жил, отец Савватий
и с ним ещё двенадцать братий.

Хотя и стар Савватий телом,
но всё же был вождём умелым
для тех, кто рвался в этой жизни
достичь блаженныя отчизны.

Учил же он не столько словом,
как житием своим суровым.
Отшельник ведал из Писанья,
что где пример, там подражанья,
и старца все за то любили
и на совет к нему ходили.

Один — принять благословенье,
другой — в печали утешенье,
иной — совет, как сделать дело, 
чтоб шло и быстро, и умело.

Одно лишь братий огорчало:
жить оставалось старцу мало,
сегодня, завтра день настанет,
и в очи смерть ему заглянет.

Другой же, добр так и разумен,
найдётся ли для них игумен!
Раз как-то слух дошёл до братий,
что хочет видеть их Савватий.

Оставив всяк своё поделье, 
спешат они ко старцу в келью.
А он, сидя на бедном ложе,
встречает их, как Ангел Божий,
всегда ему обычным словом:
«Спасайтесь, братия Христовы!»

И, дав им всем благословенье,
сказал с слезами умиленья:
«Отцы, и братия, и чада,
уж близок мой последний час,
когда Господь, моя отрада,
переселит меня от вас,
и вот желаю на прощанье
при переходе в мир иной
я вам оставить завещанье,
как жить в юдоли сей земной.

Не знаю я, кто вам заменит меня,
убога чернеца,
и ваши как потом оценит
не в меру пылкие сердца.

Но верю я, что много горя и
мало счастья встретит тот,
кто в жизни сей, как в бурном море,
один, без кормчего плывёт.

Он редко края достигает
и часто, выбившись из сил,
в волнах житейских погибает,
как без руля и без ветрил.

Надеюсь, чада, вам понятны
слова последние мои,
пример же более наглядный
найдёте средь своей семьи.

Итак, старайтесь быть послушны
отцу игумну до конца.
Игумен добр, то это значит,
что вы и сами хороши,
когда же плох, пусть всякий плачет
о гибели своей души.

Друг друга честью почитайте,
усердны будьте и в трудах,
постигнет скорбь, не унывайте,
награда будет в небесах.

С вниманьем стойте в Божьем храме,
читайте, пойте, не борзясь,
и не гонитесь за деньгами,
они позор и стыд для нас!

Как можно чаще вспоминайте,
зачем оставили вы мир,
зачем пришли, не забывайте,
в пустынный этот монастырь.

Да будет чуждо вам и пьянство,
оно для иноков огонь,
молитеся за мир мятежный,
за тех, кому там тяжко жить,
кто на спасение надежду
успел в душе своей затмить.

И за меня молитесь, чада,
чтобы Господь грехи простил
и врат небесныя ограды
передо мной не затворил».

Сказав сие, он грудь рукою
перекрестил с большой нуждою,
затем вздохнул, и отлетела
душа его навек от тела.
Повергнув в плач двенадцать братий,
покинул их отец Савватий".

Читать далее

21 августа 2024. Среда седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 1-16.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

1 сентября 2024. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 14-23.

01.09.2024

31 августа 2024. Суббота седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 24- 18,4.

31.08.2024

30 августа 2024. Пятница седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 22, 23-33.

30.08.2024

29 августа 2024. Четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 43-46.

29.08.2024

28 августа 2024. Успение Пресвятой Богородицы.

28.08.2024

27 августа 2024. Вторник седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 23-27.

27.08.2024

26 августа 2024. Понедельник седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 18-22.

26.08.2024

25 августа 2024. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 14, 22-34.

25.08.2024

24 августа 2024. Суббота седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 15, 32-39.

24.08.2024

23 августа 2024. Пятница седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 12-14, 17-20.

23.08.2024

22 августа 2024. Четверг седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 17-28.

22.08.2024

21 августа 2024. Среда седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 1-16.

21.08.2024

20 августа 2024. Вторник седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф. 18, 18-22. 19, 1-2. 13-15.

20.08.2024

19 августа 2024. Преображение Господне. Евангельское чтение: Мф 17, 1-9, Лк 9, 28-36.

19.08.2024

18 августа 2024. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 14, 14-22.

18.08.2024

17 августа 2024. Суббота седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 30-37.

17.08.2024

16 августа 2024. Пятница седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 10-18.

16.08.2024

15 августа 2024. Четверг седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 16, 24-28.

15.08.2024

14 августа 2024. Происхождение Честных Древ Креста Господня. Евангельское чтение: Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

14.08.2024

13 августа 2024. Вторник седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 16, 6-12.

13.08.2024

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты