22 апреля 2024. Понедельник седмицы шестой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 48, 17 - 49, 4.
В сегодняшнем ветхозаветном чтении мы слышим, как пророк от Имени Божьего обращается к богоизбранному народу: "Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти". В самом начале пророк говорит о промыслительных действиях Божиих и обращает внимание на грядущее искупление, которое совершит Вочеловечившийся Бог - Иисус Христос. От Его Имени и говорит Исаия.
"О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих - как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною". Пророк указывает причину будущих бедствий - военных поражений, пленения иудеев, потери ими государственной самостоятельности.
Указывает и путь к избавлению: "Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".
По мнению толкователей, здесь пророк имеет в виду не вавилонский плен, в котором иудеи оказались. Исход из того плена был иным, сам вавилонский царь позволил богоизбранному народу вернуться на родину. Вавилон здесь - это образ всех грехов, всякого зла, душевной нечистоты. Потому относятся эти слова и ко всем нам. Если мы желаем жить с Божиим благословением, то следует в покаянии обратиться к Господу, бежать из греховного Вавилона. Тогда Божия благодать избавит нас от поработивших нас страстей. Этот плен самый страшный. Еще с юности человек может заметить: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим 7, 19). Хочет кто-то стать хорошим специалистом, овладеть профессией, создать крепкую семью, а грех говорит: "будешь делать что я хочу. Садись за компьютерные игры, предавайся нечистым помыслам". Со временем подчинение страстям только усиливается. Желает, к примеру, христианин взять свой жизненный крест и с верой последовать за Господом. А рабство греховным страстям не дает этого сделать. Душу наполняют отчаяние, гордыня, уныние, которые отправляют жизнь и делают её бесплодной.
От рабства греховного, конец которого - вечные мучения, и дал нам избавление Христос. Из этого Вавилона, олицетворяющего собой вражду, всякую нечистоту, стремление к земному могуществу, мы и призываемся бежать. Благодать Божия, действующая в церковных таинствах, промысел Божий, направляющий каждого из нас, помогают нашим усилиям, делают нас крепкими в борьбе со страстями.
Далее пророком произносятся пророчества о грядущем Искупителе Христе: "Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние" - острова это ветхозаветный образ языческих народов. И к ним обращается пророк ввиду особой важности произносимых слов для всего человечества.
"Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое" - очевидно, что пророк говорит здесь не о себе, ведь он был призван к пророческому служению в зрелом возрасте. Уста пророка говорят от Имени Господа, произносится пророчество о Боге, который воспримет человеческую природу ради нашего спасения, о Христе.
"И соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня" - продолжается речь от Имени Спасителя. Его проповедь проникает в глубины души каждого.
"И сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь" - Слава Божия проявится в спасении людей.
"А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего" - Господь предвидит, что очень многие люди останутся глухи к Его проповеди. В безумии иудеи распнут Спасителя. И даже христиане, которые должны были бы умереть в крещении для греховной жизни, будут распинать Христа своими грехами. Но Слава Божия явится в спасении всякого обратившегося к Нему в покаянии, избравшего святость и возненавидевшего грех.