21 марта 2022. Понедельник третьей седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 8, 13 – 9, 7.
"Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.
И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это".
В сегодняшнем чтении из Ветхого Завета мы слышим, как пророк Исаия обращается к иудеям, которые боятся сильных врагов, готовых пойти на богоизбранный народ с войной: «Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!». Следует бояться в первую очередь потерять Божие благословение. Ведь если Бог с нами кто против нас? Эти слова относятся ко всем верующим людям.
«И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены». Закон Божий как в ветхозаветные времена, так и в новозаветные, для многих явился камнем преткновения. В каком смысле? Некий человек может казаться добродетельным, но, с точки зрения правды Божией, в нем может быть много нечистоты. Если он обладает смирением, то, услышав обличающее Слово Божие, признает грехи и раскается, постарается измениться. Люди же гордые преткнутся. Поставят целью изменить не себя, но Бога. Во времена земной жизни Спасителя люди, главным делом которых было изучение Писания, богослужение, не узнали во Христе Бога. Распяли Его, чтобы никто не мешал им толковать Священное Писание так, как они хотят. В их погибели, в их падении виноват не Христос, а их собственная духовная слепота.
«Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих. Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе». Пророк оставляет всем верующим свое свидетельство, Слова Божии. По всем внешним признакам – бедствиям, обличениям, исходящим из уст пророков, можно сделать вывод о том, что иудеи отринуты Богом за нечестие. Потому Исаия говорит о Боге, сокрывшем Свое Лицо. Но верующие не теряют упования на Него. Господь повелел Исаии дать пророческие имена своим детям: «Бог спасает», «Остаток спасется», «Спешит грабеж, ускоряет добычи». Эти имена - указания, предзнаменования того, что произойдет с богоизбранным народом.
«И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Многие в наступающие скорбные годы обратятся к колдовству, магии. Такие люди лишь окончательно погибнут, не получив избавления. Пророк же призывает обратиться в покаянии к Богу.
«И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел». Пророк предсказывает о грядущих бедствиях, которые будет переживать народ за грехи. Иудеи будут побеждены в войне и уведены в рабство. Но тут же Исаия говорит и о спасении. Его увидят люди, покаявшиеся в злых обычаях.
«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет». Ныне в Галилеи живут по большей части язычники, говорит пророк. Но через непродолжительное время придет избавление не только иудеям, находящимся в плену. Из Галилеи придет спасение всем людям, там родится Христос, Свет Великий, Истинный Бог, который воплотится нашего ради спасения.
История с богоизбранным народом, впадавшим в грехи, уклонявшимся от заповедей Господних, сведения о бедствиях, постигших его, слова обличения, сказанные пророком Исаией людям, погибающим в грехах людям, слова утешения кающимся, должны помочь нашему покаянию в дни Великого поста.