21 июня 2024. Пятница седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 17, 18-26.
"Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены' воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них".
В сегодняшнем Евангелии мы читаем слова Спасителя, обращенные к Богу Отцу: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Христос приносит Себя в жертву за апостолов и всех уверовавших в Него. Апостолы также как и Он направляются на проповедь, их жизнь посвящается этому служению.
Господь продолжает: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены' воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня».
Бог Сын, обращаясь к Богу Отцу, говорит об единстве уверовавших. Иоанн Златоуст замечает, что ученики Христовы всегда находятся в единстве. Человек, отпадающий по грехам из числа Его учеников, перестает прощать, жить любовью, верующие же, с помощью Божией, соблюдаются в единстве.
Мы верим в одного Бога – в Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, кроме Него иного нет. Единство Божие и лежит в основе того, что Его творение должно пребывать в единстве с Богом и друг с другом. Преподобный Сергий Радонежский учил, взирая на икону Святой Троицы, преодолевать ненавистную рознь мира сего.
Ученый Лейбниц говорил, что Бог сотворил число один. Все остальное – творение ума человеческого. В основе разделения лежат самолюбие, эгоизм, грех. А в основе единства - любовь. Для того, чтобы жить в единстве с Богом и с Его учениками, мы должны преобразиться. Как нам начать жить любовью и оставить эгоизм?
Святитель Феофан Затворник, комментируя сегодняшнее Евангелие, говорил, что Христос «едино есть с Богом Отцом, и стал (воплотившись) едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и через Него с Богом Отцом. Слава безпредельной милости Твоей к нам, Триипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к обожению!», восклицает святитель. Едиными со Христом мы становимся в таинстве Причащения. Потому так важно регулярное участие в нем. О приступающих к причастию редко, о тех, кто не заботится о жизни по Евангелию, святитель говорит: «Отрицаясь от такой высоты, ты… обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все, или ничего. Не хочешь этой высоты - останешься вне в горьком унижении, и временно, и вечно».
Далее Христос говорит о том, чего хочет Бог каждому из нас: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них".
К этому ведет нас Промысл Божий. Но желаем ли мы того сами? Готовы ли начать жить любовью, а не эгоизмом, хотим ли отказаться от всякого зла?