21 августа 2024. Среда седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 1-16.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Христову о хозяине виноградника.
"Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что' следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то' же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что' вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что' следовать будет, полу'чите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то' же, что' и тебе; разве я не властен в своем делать, что' хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных".
По мысли толкователей, день в этой притче означает земную жизнь человека. День - время трудов, ночь - отдыха. Так и здесь. Земная жизнь - время борьбы с грехом и добрых дел, время, данное нам на то, чтобы душа стала светлой, чтобы мы нашли Бога. Тогда после этой жизни для нас настанет время вечного покоя и радости, которую никто не отнимет от нас. Бог, дающий такую награду тем, кто последовал за Ним, изображен в притче в образе хозяина виноградника.
Кто-то знает заповеди и старается их соблюдать с детских лет, кто-то приходит к вере в юности, кто то в молодости, кто-то в зрелом возрасте, а некоторые в старости. Но и последние могут получить от Бога все дары, если с верой и покаянием обратятся, всех простят и последуют за Господом, неся свой жизненный крест. Все уверовавшие примут дар Святого Духа.
Притча уберегает от отчаяния того, кто осознал множество своих грехов, понял, что годы прошли в пустых заботах, дает им радостную весть: "ничего не потеряно!" Но она не должна вводить прочих в нерадение. Не следует откладывать начало внимательной духовной жизни на завтра, ведь, по словам святителя Феофана Затворника, кающемуся грешнику обещано прощение грехов и помощь в исправлении, но не обещан завтрашний день.
Преподобный Серафим Саровский так и обозначал смысл этой, земной жизни - стяжание Святаго Духа. Он говорил:
"Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный... Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: купуйте, донеже прииду, искупующее время, яко дние лукави суть, то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа...
Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит, непрестанно молитесь, но да ведь, как помните, прибавляет: хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысячи языком. И Господь говорит: не всяк глаголяй Мне, Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего, то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением. А дело Божие есть: да верует в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого". (фрагмент беседы преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым).