21 апреля 2024. Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение: Мк 10, 32 - 45.
"Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о том, как Христос шел с учениками в Иерусалим. По дороге Спаситель вновь напомнил им о той цели, с которой Он идет в этот город: "вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет". Для того в Рождестве Он и воспринял человеческое естество, чтобы умереть за нас и избавить нас от вечной смерти.
Однако апостолы не поняли Его слов. Иаков и Иоанн подошли и "сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано".
Христос идет на страдания, Творец мира вскоре умрет на Кресте за людей, а они уверены в том, что Он собирается воцариться в Израиле и во всем мире. Думают о том, как бы им получить больше славы в этом царстве. Остальные десять апостолов стали роптать. По мысли толкователей, и они не понимали какое Царство вскоре откроет людям Христос. Боялись, что бо́льшая слава теперь достанется ученикам, которые попросили о том Господа первыми.
Как сильно мы похожи на этих апостолов в проявлениях человеческой немощи. Что нам в первую очередь нужно от Бога? Создаем в своих мечтах некое "царство" - жизнь, которая вожделенна для нас - здоровье, всеобщее уважение, достаток, удача во всем, земное благополучие, и просим о том Бога. Когда что-то не складываемся скорбим, просим Господа нас избавить, даровать нам нашу мечту.
Думаем ли мы о следовании за Христом? О том, чтобы взять свой крест, отказаться от своей воли и предать себя в волю Любящего нас Бога? Ведь скорбные обстоятельства могут быть спасительным врачевством, исцеляющим нас от греховных страстей. И Господь отвечает нам самой жизнью. "Знаете ли вы, куда Я иду? Знаете ли что значит быть Моим учеником и следовать за Мной?"
Взявшего свой крест, последовавшего за Господом христианина, Бог преображает, вводит в Свое Царство. Законы этого Царства иные. С точки зрения земного благополучия важен почет, а там первый тот, кто больше служит другим; здесь важны стяжания, а там главные ценности - бескорыстие, духовные добродетели.
Пример отказа от царства земного, несения креста и преображения души явила в своем житии преподобная Мария Египетская, память которой мы сегодня совершаем. Она была великой грешницей, но покаялась. Совершила безрассудный с точки зрения земной мудрости поступок - не взяв почти ничего с собой, будучи призванной Богом, ушла в пустыню. Не всех нас Господь призвал к сугубым подвигам покаяния в пустыне, но каждому дал свой крест - неустройства, физические немощи, потери. Таким путем Он желает нас привести к Небесному Царству. Скорби наши помощники, ступени, ведущие туда. Принимаем ли мы волю Божию или ищем исполнения своей воли, желаем не Его, а своего "царства"?
В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы находим такое наставление для всякого, кто желает, чтобы его жизненный путь был следованием за Господом:
"Пусть жребий твой весьма печален,
судьбу свою не проклинай
и под бичом невзгод суровых
на Бога только уповай.
Пусть болен ты душой и телом,
но смерть к себе не призывай,
молись Творцу и терпеливо
на исцеленье уповай.
Пусть беден ты, но будь доволен,
обогащенья не желай
и лишь трудись для пропитанья,
на помощь Бога уповай.
И пусть ты ближними обижен,
терпи обиды и прощай.
И вот весь смысл, вся мудрость жизни -
на Бога только уповай".