20 октября 2022. Четверг седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 7, 17-30.
"Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его о всём том. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне! По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Иоанн Креститель послал ко Христу двоих своих учеников с вопросом: "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?". Почему Предтеча посылает ко Христу с таким вопросом? Ведь он сам, в день Крещения Господня на Иордане, назвал Его "Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира", в тот же день он, со всеми присутствовавшими на Иордане, слышал с неба глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Очевидно, что сам Иоанн Креститель сомневаться в том, что Христос и есть обетованный Мессия, не мог.
Когда ученики, по слову Предтечи, вопросили Христа, то услышали ответ: "пойдите, скажите Иоанну, что' вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!" Из этих слов следует, что Иоанн Креститель послал своих учеников к Господу не потому, что он сам сомневался, но чтобы ученики сами услышали Господа и уверовали в Него, чтобы Сам Спаситель разрешил их сомнение.
Господь указал ученикам Иоанновым на чудеса, на всю очевидность того, что Он и есть Мессия, и те не стали больше вопрошать ни о чем.
Далее Господь поясняет людям, которые слышали вопрос учеников Иоанновых, что Иоанн Креститель не колеблется, как трость на ветру, не потому он послал задать этот вопрос, что сомневается в Нем. Мысль Спасителя такова: Иоанн - великий пророк, вы все видели его аскетическую жизнь: "по отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что' смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что' же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что' же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его".
Что означают последние слова? Святые, апостолы, пророки, - все они находятся по отношению ко Христу в положении младших. Двух людей - Божию Матерь и Иоанна Крестителя Господь, умаливший Свое Величие ради нашего спасения, поставил совершить нечто старшее по отношению к Нему Самому. Богородица родила Его по плоти, а Иоанн Предтеча крестил. Но, несмотря на то, что Христос по отношению к ним поставил Себя в качестве меньшего, Он больше них, как Превечный Бог.