20 июня 2024. Четверг седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 16, 23-33.
"и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси'те, и полу'чите, чтобы радость ваша была совершенна. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя о том, что положение Его учеников после Его Воскресения из мертвых изменится: "и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси'те, и полу'чите, чтобы радость ваша была совершенна".
Искупленные Христом, познавшие Его Божество и Просвещенные впоследствии Духом Святым апостолы позна́ют смысл Священного Писания и слов Спасителя: "Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце".
Также Господь призывает учеников просить Бога Во Имя Его - во Имя Иисуса Христа: "Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси'те, и полу'чите, чтобы радость ваша была совершенна".
Если мы, молясь, просим Бога о добром, согласном с Его волей (о противоположном во Имя Иисуса просить невозможно), если просимое не помешает спасению души, но пойдет ей на пользу, то, по слову апостола: "когда просим чего по воле Его, Он слушает нас" (1Ин 5, 14). Как же нам просить во Имя Иисуса? Толкователи указывают на необходимость призывания этого Имени в молитве, особенно во время греховных искушений. Известна молитва Иисусова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного".
Чем важно это Имя? В Ветхом Завете Господь открыл Моисею Свое Имя "Сущий". Оно говорит о том, что Бог - Личность, а не безликая сила, что Он выше нашего понимания. "Я есть тот кто Я есть" - так можно переводить Имя "Сущий" с древнееврейского. А Имя Иисус на древнееврейском состоит из двух слов: "Сущий Спасает". Архангел Гавриил дважды, до Рождества, возвестил повеление Божие Иосифу и Деве Марии наречь таким именем Богомладенца.
Одно дело было в Ветхом Завете, когда богоизбранный народ знал Имя Великого Истинного Бога. Это бесконечно ввозвышало его над языческим миром. Но несравнимо большее Бог дал христианам в Новом Завете. Теперь этот Бог - Спаситель каждого, призывающего Его. Разница подобна тому, как если кто скажет: "какой прекрасный дворец!". И совсем другое дело сказать: "это мой прекрасный дворец!".
Вокруг нимба на иконах Иисуса Христа мы видим греческие буквы: O (омикрон), W (омега) и N (ню). По гречески слово, образуемое из них, означает "Сущий", то есть Иисус Христос и есть тот Бог, который говорил с Моисеем. Теперь, после Боговоплощения, спасения людей, Бог Сын вновь идет к Отцу, о чем и говорит апостолам: "Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу".