20 августа 2024. Вторник седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф. 18, 18-22. 19, 1-2. 13-15.
"Истинно говорю вам: что' вы свяжете на земле, то' будет связано на небе; и что' разрешите на земле, то' будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как апостол Петр спросил Христа: "Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?". Известны иудейские предписания прощать грех три раза, но в четвертый не прощать. Петр рассудил, что заповедь Христа будет выше, потому спросил, не до семи ли раз оставлять ближним их прегрешения? Спаситель ответил ему: "не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз". Очевидно, что Христос здесь не призывает считать обиды от какого-то человека, пока их число не достигнет 490, а после этого отомстить сполна. Число семь в Священном Писании символизирует полноту. Ответ Господа означает: "прощай всегда и не рассуждай, что уже достаточно прощал, не думай не прощать".
В самой известной молитве "Отче наш" есть слова: "и оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим". Один старец сказал человеку, который не мог простить другого, чтобы он, когда во время молитвы дойдет до этих слов, их пропускал. Когда тот попробовал прочитать молитву без них, то понял, что это невозможно. Невозможно отказаться от Божией любви, от прощения наших грехов ради мести.
Преподобный Амвросий Оптинский наставлял:
"Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению".
Также мы читаем: "приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда".
Толкователи поясняют, что, видимо, апостолы считали неправильным отвлекать Спасителя на столь маловажное дело - благословение детей. Однако Спаситель указывает им на всю важность этого. Раз детей приносили, значит это были грудные младенцы. Они не могли понять проповедь Господа. Для чего тогда приносить? Чтоб Господь благословил. По мысли святых отцов, младенец может не проявлять никаких признаков того, что он родился с поврежденной грехом природой. Он подобен ангелочку. Но лишь до времени. Это как поле весной. Еще ничего не взошло, а внутри уже все семена содержатся. Семена греховности, которые вскоре начнут расти.
Это место из Евангелия дает одно из обоснований того почему необходимо крестить и причащать младенцев. С точки зрения православного христианина, ребенок нуждается в благодати Божией, исцеляющей душу. Она ему подается по вере родителей. Если младенец заболеет, никакая мать не будет ждать пока он вырастет, закончит медицинский институт, и тогда сам примет решение, нужно ли ему лекарство. Также и здесь. Подрастающих детей окружают многие греховные соблазны. Уже с раннего детства в ком-то начинает проявляться ярость, в ком-то воровство, лень, непослушание. Потому Христос и вознегодовал на тех, кто препятствовал приносить к Нему детей.
Негодует Господь, по мысли толкователей, и сейчас. На тех, кто учит, что ребенок сам со временем решит, нужна ли ему вера. Сколько греховных привычек у него к тому времени уже будет, сколько ран он нанесет своей душе... Негодует и на тех, кто ленится воспитывать детей в вере.
Кто не понимает, что Слово Божие для них еще важнее чем пища и лекарства от болезней.
Желающим создать крепкую семью, воспитывать детей, важно самим жить христианской жизнью, изучать Евангелие.
Священномученик Григорий (Лебедев) говорил: "ты лучше всякой игрушки, лучше баловства ребенка в пище, отвори ему окошечко в небо и дай его душе подышать Божией жизнью". Замечено, что если в семье читается Священное Писание, звучит Библия, хотя бы по воскресеньям, то воспитание идет совсем по другому. Одно дело когда мы говорим: "так делай, так не делай", этого дети не воспринимают, и другое дело когда ребенок знакомится с Библией. Многие дети прямо говорят: "не читайте нам детскую Библию, тот текст, в котором какой-то дядя пересказал слова Господа, читайте нам настоящую". К такому чтению родителям надо подготовиться. Прочитать толкование того места из Священного Писания, которое будет прочитано ребенку. Прочитав Священное Писание вместе, следует пояснить о чем там говорится. Тем самым и мы получим большую пользу и дадим детям самое необходимое для них.