2 января 2024. Вторник седмицы 31-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 2-12.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа об отношениях мужа и жены, о том, допустимостим ли развод.
"Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует".
Богом установленная формула семейной жизни такова: 1+1=1. Из нее следует и то, как ответственно следует подходить к выбору спутника жизни, и то, каким должно быть отношение к своей второй половине в браке. Семья основана на радости. Во взаимной радости и состоит цель союза двух людей. Но радость можно представлять по-разному. Радость любящего человека не тождественна радости эгоиста. Цель эгоиста в том, чтобы ему самому было хорошо. Любящий человек старается сделать счастливым другого. Заботы, огорчения и радости любимого перестают быть чужими. Вся его жизнь теперь моя, а свою жизнь я отдаю ему.
Про одно дикое племя рассказывали такую историю. Когда некто из племени становился пожилым, уже плохо охотился, не мог полноценно работать, часто болел и нуждался в уходе, то есть становился обузой для окружающих, сын этого человека должен был подвести его к обрыву и скинуть вниз с высоты. Однажды и самому вождю племени пришло время скинуть в пропасть своего отца. Но его собственный сын прибежал к нему и стал умолять: "папа! Не поступай так с нашим дедушкой!" Тогда вождь собрал все племя и сказал: "с этого дня варварский обычай, который был у нас, отменяется. Если мой отец уже не может охотиться, я буду охотиться в два раза больше. Если он не может работать, я буду работать за себя и за него".
Если жена раздражительна, мужу следует не отвечать криком на крик, ведь никто не тушит огонь бензином. Ему следует научиться молитве и терпению. Не настаивать на том, что она должна, по слову апостола, его слушаться, но посмотреть на себя. А мужьям апостол Павел сказал любить жен. А ведь настоящая любовь "долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает " (1Кор 4-8).
Также и жене следует не упрекать мужа, что он ее не любит, но посмотреть, послушна ли она ему и Богу. Учить и обличать другого это, по мысли преподобного Амвросия Оптинского, как легкие камни с колокольни кидать, а самому учиться жить благочестиво, это как тяжелые камни на колокольню носить.
Один священник рассказывал, что в их храм стала ходить молодая женщина. Ее муж был этим крайне недоволен. "Что она там пропадает?", - думал он. Несколко раз он даже приходил с претензиями к батюшке. Однажды священник, идя на службу, опять заметил этого человека. Но тот, подойдя к нему, протянул ему букет цветов и сказал, что тоже хотел бы сегодня исповедаться, если есть такая возможность. На вопрос священника, что с ним случилось, он ответил: "жена такая хорошая стала, я решил, может и мне стоит попробовать".
Венчание начинается с тех же слов, с которых начинается литургия: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа". А главное, что препятствует нам войти в это Царство, это эгоизм. Те, кто живут самоотверженной любовью, живут с Богом. Отучиться от самолюбия, научиться любить другого, терпеть его немощи, видеть свои недостатки и, с Божией помощью исправляться в них, это и есть то, к чему мы должны прийти за время нашей семейной жизни. Это не может быть легко. "Путь ко спасению усыпан не розами, а тернием", наставляют нас опытные в духовной жизни люди. На этот путь мы и берём благословение Божие в венчании, и до конца стараемся сохранить семью. Какими бы ни были непростыми обстоятельства в семейной жизни, христианин верит, что с Божьей помощью все может наладиться, хоть это иногда и кажется невозможным.
К сожалению, иногда семьи рушатся. Причиной тому может быть не только смерть супруга, но и духовная смерть - прелюбодеяние. Это основание для развода указал Сам Христос. Очень важно обращаться в церковь не тогда, когда семья уже распалась, но ходить регулярно. Ведь в церковных таинствах исповеди и причастия действует благодать. Сам Господь помогает нам стать терпеливее, целомудреннее, мудрее, помогает понять, что нам следует изменить в себе, укрепляет нашу веру.