Толкование на Евангелие

2 января 2023. Понедельник седмицы 30-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 42 - 10, 1.

"А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их". 

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится". Ветхозаветные жертвы, которые люди приносили до того, как Сам Бог Иисус Христос принес Себя в жертву за всех, должны были быть приготовлены специальным образом. Они должны были быть очищены и приправлены. Толкователи поясняют, что душа каждого христианина также должна быть подготовлена для встречи с Богом. Больше всего нам помогают очиститься от грехов скорбные обстоятельства, случающиеся с нами. Они направляют нас в храм и отталкивают от земных привязанностей, учат нас вере и упованию на Бога, способствуют исцелению от греховных недугов. 
Архимандрит Павел Груздев отвечал вопрошавшим, что духовной жизни его научили лагеря и тяжелая жизнь в них. Вот одно из стихотворений, которое мы находим в его дневниках:
"Тот не считается красивым,
В ком нет душевной красоты...
Смеялись розы над крапивой,
Кривя карминовые рты:

- Подумаешь, какая цаца!-
Сказала ей одна из роз.
- Кому нужна ты, разобраться?
А на меня великий спрос.

Я людям радость приносила,
Я на груди у них цвела.
- А я людей в войну кормила
И тем довольная была".

Принимаемые с молитвой, верой и терпеньем скорбные обстоятельства приносят душе большой плод, через них человек становится глубже и чище, ближе к Богу. Разве мог так мыслить человек, не прошедший нелегкий жизненный путь? Разве мог бы он, будь в его жизни все гладко, помочь в духовной жизни стольким людям? Стольких утешить, стольким людям помочь найти Бога.

Никакая земная скорбь и мука не идет ни в какое сравнение с вечными мучениями. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: "и час мучений иногда невыносим, какого же мучиться вечно?". В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим: "если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает". 

В Евангелии мы часто встречаемся с притчами, с образной речью Христа. 

Как отличить какие слова следует понимать образно, мы можем понять из жизни святых отцов Церкви, из их учения. Они никогда не отрезали себе руки, не выкалывали глаза, хотя немало бывали искушаемы от дьявола. Напротив, по церковным правилам подлежат наказанию люди, добровольно нанесшие себе определенные увечья.
Евангелист Матфей уточняет, что Христос сказал не просто "если глаз соблазняет тебя", но "если правый глаз соблазняет тебя". Почему соблазняет именно правый глаз, ведь человек смотрит обоими глазами? Как правая рука это образ деятельности человека, так правый глаз - образ того, к чему человек стремится. В данном случае речь о стремлении к блудной нечистоте. Ее необходимо вырвать. "Вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну". Лучше сейчас, пока мы живы, расстаться с греховной страстью, с греховными стремлениями, чем, реализовав их, погубить душу. Слова "вырви и брось от себя" указывают с какой решительностью нам следует удаляться от соблазнов. 

По мысли толкователей, речь здесь идет также и о близких нам людях которые для нас как правая рука, правый глаз. Но если знакомство с ними приводит нас к соблазнам, с ними необходимо решительно расстаться.
Святитель Иоанн Златоуст в таких словах поясняет, что речь здесь образная: "Христос говорил не о членах — нет, — Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце".
Образ состоит и в том, что любой человек, чтобы спасти свою жизнь, готов будет потерять один глаз или одну руку. Тем более, чтобы спастись от вечной погибели, необходимо решительно отсекать соблазны.

Читать далее

1 января 2023. Неделя перед Рождеством Христовым. Святых отец. Евангельское чтение: Мф 1, 1-25.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты