18 марта 2022. Пятница второй седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 7, 1-14.
"И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу. И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил".
В сегодняшнем ветхозаветном чтении мы слышим слова важнейшего пророчества о Рождестве Спасителя. В VIII веке до Рождества, во времена правления царя Ахаза богоизбранный народ находился перед угрозой уничтожения ополчившимися против него язычниками. Тогда все люди в покаянии обратились к Богу. Господь послал к царю Ахазу пророка Исаию со словами о том, что планы врагов разрушатся. Далее через Исаию Господь сказал Ахазу: "проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил".
Царю Ахазу дается двойное пророчество - не бойся, не только враги будут поражены, но произойдет и гораздо бо́льшее - Дева (Богородица) родит (безмужно) Сына (Христа Спасителя). То есть, суть обращения пророка такова: "Верь в Бога, заботься о благочестии и всё, обещанное о пришествии в мир Мессии, в свое время произойдет. Он родится не так как прочие люди, родится от Девы". По другому объяснить пророчество и не получится - во времена Ахаза никакого необычного рождения не произошло, просто была одержана победа над врагами.
Некоторые замечают, что врейское слово "Алма", переведенное как "Дева", можно перевести и как "молодая женщина". Потому, говорят такие, христиане возможно видят указание на рождение без мужа там, где об этом ничего не сказано. Но если понимать слово "Алма" во втором значении в чем же тогда знамение? Молодой женщине рожать естественно.
В Новом Завете в повествовании о Рождестве Христовом это пророчество упоминается как осуществившееся: "все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мф 1, 22-23).
Почему сказано, что Спасителя назовут Еммануил? Разве Его так кто-то называл? По сути, все верующие называют так Христа. Еммануил означает "с нами Бог". После вочеловечения Бога Господь с нами не только как наш Помощник. Он воспринял нашу природу и в Себе ее освятил, а нам дал таинства (крещение, причащение), в которых мы преображаемся, приобщаясь к этой обновленной Природе, во исцеление нашей души.
Любовь всегда стремится быть рядом с любимым. Иногда жены уезжали в ссылку за мужьями. Люди грехами оставили Бога, а Бог их не оставил. Сам пожелал пройти весь путь отпавших людей. Пройти до самого дна - до смерти, чтобы нас с этого дна возвести и даровать нам вечную жизнь.
С нами Бог. Это суть христианства, суть Евангелия. Сегодня мы прочитали о том, что через пророка Исаию Господь возвестил об этом ещё в ветхозаветные времена. Постараемся же не забывать об этом, живя беспечно. Покаемся в дни поста на исповеди в своих грехах, чтобы наше сердце не оказалось запертым от Бога, сшедшего к нам.