Толкование на Евангелие

18 августа 2019. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 18-22.

"Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите".

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событиях, происходивших в понедельник той недели, на которой Господь Иисус Христос добровольно принял Крестные Страдания нашего ради спасения. Христос, выйдя из Вифании, ощутил чувство голода. Увидев смоковницу, покрытую листьями, Он "подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Христос, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его. Ученики, которые вскоре увидят Господа на Кресте, вспомнив произошедшее, смогут понять, что Спаситель страдает добровольно, из любви к людям мучительно умирает за них.

Но за что же была проклята та смоковница, с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем о том, что они были, то плоды уже давно должны были бы быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие.

Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств, о которых знали все иудеи, должны были бы стать дела покаяния, принятие иудеями учения Христова. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы понимание своей нравственной неполноценности и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, то Господь принял бы их и помог бы возрасти в них настоящей добродетели. Но не было ничего кроме внешней формы богопочитания, было только лицемерие. 

Толкователи видят здесь и такой символический смысл. Христос - Богочеловек. Он взалкал (то есть сильно захотел чего либо) и по человечеству и по божеству. Как Человек Он нуждался в пище, как Бог Он желал увидеть истинную праведность среди Своего народа, но не нашел.

И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас, слова о правде, мире, делах любви, они не принимали.

В ответ на удивление учеников о засохшей смоковнице, Спаситель сказал: "истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите". Известно ли, что христиане двигают горы? С одной стороны нет. Рельеф земной поверхности не претерпевает изменений по их молитвам. Что же, людей, которые имеют веру, уже не осталось? Но зачем переставлять горы, кто от этого станет счастлив? Гора это образ. Каким бы сильным человеком кто ни был, какой бы силой воли он не обладал, гору никто сдвинуть не сможет. Горы это горы наших собственных грехов. Своими силами мы не сможем жить по заповедям. Но с помощью Божией, с помощью благодати, подаваемой в церковных таинствах, верующий христианин, принуждающий себя к добродетели, преображает душу. Меняются его отношения с Богом и ближними. Свидетелем этого чуда должен стать каждый. Когда апостолы, услышав к чему призывает их Спаситель, спросили Его: "так кто же может спастись?", то "Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно".

Читать далее

17 августа 2019. Суббота седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 15, 32-39.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

28 августа 2019. Успение Пресвятой Богородицы.

28.08.2019

27 августа 2019. Вторник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 23-28.

27.08.2019

26 августа 2019. Понедельник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 13-22.

26.08.2019

25 августа 2019. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 14-23.

24.08.2019

24 августа 2019. Суббота седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 24- 18,4.

24.08.2019

23 августа 2019. Пятница седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мы 22, 23-33.

24.08.2019

22 августа 2019. Четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 43-46.

22.08.2019

21 августа 2019. Среда седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 28-32.

22.08.2019

20 августа 2019. Вторник седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 23-27.

20.08.2019

19 августа 2019. Преображение Господне. Евангельское чтение: Мф 17, 1-9, Лк 9, 28-36.

20.08.2019

18 августа 2019. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 18-22.

18.08.2019

17 августа 2019. Суббота седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 15, 32-39.

18.08.2019

16 августа 2019. Пятница седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 12-14, 17-20.

16.08.2019

15 августа 2019. Четверг седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 17-28.

15.08.2019

14 августа 2019. Среда седмицы 8-й по Пятидесятнице. Происхождения Честных Древ Креста Господня. Евангельское чтение: Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

14.08.2019

13 августа 2019. Вторник седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф. 18, 18-22. 19, 1-2. 13-15.

13.08.2019

12 августа 2019. Понедельник седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 1-11.

12.08.2019

11 августа 2019. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 14, 14-22.

12.08.2019

10 августа 2019. Суббота седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 30-37.

10.08.2019

9 августа 2019. Пятница седмицы 8-й по Пятидесятнице. Память великомученика Пантелеимона. Евангельское чтение: Ин 15,17 - 16,2.

09.08.2019

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты