17 марта 2022. Четверг второй седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 6, 1-12.
"В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле".
В сегодняшнем чтении из книги пророка Исаии мы читаем о том, как Господь призвал Исаию к пророческому служению. Мы читаем о таинственном явлении, бывшем ему: "видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями".
Описание одного из ангельских чинов, серафимов, в виде существа с шестью крыльями, использует символический язык - язык образов, применяемых для того, чтобы дать нам некое представление о таинственной реальности духовного мира. По мысли святых отцов, изображения ангелов - духов, не имеющих плоти, представляют собой некие материальные подобия, которые достаточно грубы. В святоотеческом тексте, приписываемом Дионисию Ареопагиту, эти изображения именуются "несхожими", то есть непохожими подобиями. Крылья ангелов - это образ, показывающий, что ангелы всегда быстро, молниеносно, не встречая никаких препятствий, исполняют волю Божию.
Само слово "серафим" в переводе с древнееврейского означает "пламенеющий, огненный". Дионисий Ареопагит объясняет почему эти ангелы так именуются: «…имена сии выражают Богоподобные их свойства. Ибо, что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, – также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, – всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение».
Этот же символический язык используется пророком для описания Господа, Славу Которого он видел в видении. Господь вездесущ, Его местопребывание не ограничено престолом. Он не сидит - это положение свойственно только телесным. По мысли святителя Иоанна Златоуста, в видении Бог явил Себя и Своих служебных духов в виде человеческом, так как речь Его обращена к человеку - пророку Исаии, и через него к людям.
"И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен". Осознавая свое недостоинство, пророк с плачем взывает к Богу. Тогда один из серафимов углем очищает его уста, которыми тому надлежало проповедовать. Угль - это образ Христа, которым мы все очищаемся от грехов. Как в угле, являющемся материальным, содержится огонь, так и во Христе соединились две природы - человеческая и Божественная.
Далее пророк посылается на проповедь для обличения умножившихся в народе беззаконий, изречения пророчеств о грядущих бедствиях и для дарования надежды на избавление и помощь Божию покаявшимся.